Ярлыки

18+ 2 Стенберг 2 А. Ступин Абраксас Аксели Галлен-Каллела Александр Петросян Александр Тышлер Алексей Юпатов астролоХия Атласы и карты Боги и приближенные Борис Михайлов Василий Кандинский Василий Шульженко Вася Ложкин Виктор Пивоваров Владимир Дудкин Владимир Любаров Владимир Татлин Владимир Яковлев Володимир Лобода Гелий Коржев Гермес/Меркурий Дизайн & ART Дмитрий Бальтерманц Дмитрий Краснопевцев Дьявол Евгений Бутенко Живопись Здоровье Иван Крамской Игральные карты История Кадр! Казимир Малевич Карл Юнг Кино Кузьма Петров-Водкин Лазарь Лисицкий Лаокоон Лёня Пурыгин Луна Люди Маньеризм Междуречье/Вавилон Меламид и Комар Микалоюс Чюрлёнис Мифология Михаил Клочков Михаил Шемякин моей камерой На бумаге Наука / около науки / Tech Не наука. Критика Никита Поздняков Николай Вечтомов Николай Калмаков Павел Филонов Парис Пётр Дик Религии ретро/старина Роман Минин Селена / Диана / Артемис Серапис символы Собаки & Co Солнечная система Солянка социум СПИД СССР-РФ Стихии Таро Тень ТРИВА фашизм Физиогномика Философия Церера / Деметра Цугухару Фудзита ШЗ Элевсинские мистерии Эрик Булатов Этника Afarin Sajedi Agostino Arrivabene Al Johanson Alberto Giacometti Albrecht Durer Alex Gross Alfred Kubin Ami Vitale Anders Krisár Andre Kertesz Andre Masson Andreas Feininger Andreas Gursky Andrew Wyeth Andy Kehoe Andy Lee Annie Leibovitz Anthony Freda Anton Corbijn ART - неформат Arthur Tress Austin Osman Spare Basil Ivan Rakoczi Beautiful Earth Bernard Buffet Bill Brandt Björk Bolesław Biegas Brassaï Burial Burton Pritzker Canaletto Cars Caspar David Friedrich Charles Le Brun Daniel Martin Diaz Daniel Richter David Alan Harvey David Hockney David Salle David Sims Davide Bonazzi Death Diego Rivera Diego Velazquez Diego Velázquez Dolk Lundgren Dorothea Lange Edvard Munch Edward Hopper Egon Schiele Elihu Vedder Elliott Erwitt Ernst Haas Ernst Stöhr Erwin Olaf Ethan Murrow Eyvind Earle Federico Babina Ferdinand Hodler Ferenc Pinter Fernand Leger Francesc Català-Roca Francesco Clemente Francis Bacon Francis Picabia Francisco Goya Franco Gentilini François Rabelais František Kupka Franz Mark Franz von Stuck Fred Martin Frédéric Benrath Freeman John Dyson Frida Kahlo Fun Geoffroy De Boismenu Georges Braque Georges Seurat Gil Elvgren Gilbert & George Giorgio de Chirico Giorgio Morandi Giotto di Bondone Giuseppe Maria Mitelli Gustave Dore Gustave Moreau Hans Baluschek Hans Burgkmair the Elder Hans Christian Andersen Hans Giger Heckel Jürgen Helmut Newton Hendrick Goltzius Henri de Toulouse Lautrec Henrik Knudsen Henry Darger Herb Ritts Herluf Bidstrup Hilma af Klint Hokusai Humor Irving Amen Irving Penn Jacek Yerka Jack Kerouac Jacques Henri Lartigue Jake Baddeley Jan Saudek Jan Vermeer Jared Lim Jean Fautrier Jean-François Millet Jean-Michel Basquiat Jeff Wall Jheronimus Bosch Jimm Carrey Joan Miro Joe Tilson Joel-Peter Witkin Johann Heinrich Füssli Joseba Eskubi Juan Gris Juan Martinez Bengoechea Juha Arvid Helminen Jules Dupré Julius Diez Kalle Gustafsson Kathe Kollwitz Keith Haring Ken Currie Kurt Schwitters Leah Saulnier Lee Miller Leonardo Da Vinchi Leonora Carrington Lewis Wickes Hine Loui Jover Lucas Zimmermann Lucian Michael Freud Lucien Lévy-Dhurmer Lucio Fontana Luigi Bussolati Lyonel Feininger Man Ray Marcel Duchamp Mark Rothko Masahisa Fukase Massive Attack Matthew Barney Matthew Rolston Maurits Cornelis Escher Max Ernst Mikael Jansson Mitch Dobrowner Music Neo Rauch New York Nick Knight Nick Veasey Nicolas de Staël No respect OBEY Occult Oscar Dominguez Oscar Howe Otto Dix Outmane Amahou Pat Perry Paul Cadmus Paul Cézanne Paul Delvaux Paul Laffoley Peter Keetman Pierre Soulages Pieter Bruegel de Oude Pilar Zeta Powell Survey Radu Belcin Ralph Gibson Randy Mora Ray K. Metzker Remedios Varo Renato Guttuso René Magritte Ricardo Cavolo Richard Estes Richard Prince right life Robert Del Naja Robert Longo Roberto Matta Roy Lichtenstein Ryan Hewett Sam Abell Santa Muerte Saul Bass Sebastião Salgado Sergio Toppi Sigmar Polke Simon Larbalestier Simone Martini Sophisticated Stanley Kubrick Stanley Milgram Stars Steve Mills Storm Thorgerson style The look Theodor Kittelsen Timothy Leary Tom Deininger Toni Schneiders TOP's Travel Travis Collinson Universe Vaughan Oliver Vincent van Gogh Wayne Thiebaud Werner Schnelle Wilhelm Sasnal Willi Sitte William Barry Roberts William Blake William Conger William Eggleston Wolfgang Paalen X-files Yayoi Kusama Zaha Hadid Zichy Mihaly ψ

Серапис / Serapis



Серапис (Σέραπις, Σάραπις, Σόραπις),( Sarapis , Zaparrus ), Сарапис, Сарапо(Σαραπo), по самой распространненой версии – «искусственно» придуманный бог (и гибридный бог) – в античности один из богов эллинистического мира.
Культ Сераписа как бога столицы Египта Александрии был введен основателем династии Птолемеев в Египте Птолемеем I Сотером в III веке до нашей эры при содействии египетского жреца Манефона и афинянина жреческого рода Тимофея.
Особенностью Эллинистического Египта явилось также массированная практика введения в религиозный повседневный быт культа обожествленных и божественных монархов. Культ царя в Египте эпохи Птолемеев достиг, пожалуй, своего наивысшего расцвета.

Культ Сераписа в самом Египте был популярен только в Александрии и Мемфисе, а вот за пределами Египта, во всем греко-римском мире, найдено большое число свидетельств его популярности. Культ Сераписа проник в Афины; у подножия акрополя возник храм этого бога. В Беотии он появился в 216 году до нашей эры; на Делосе был Серапеум, надписи которого восходят к началу II века до нашей эры: а в Смирне и Галикарнасе Серапису поклонялись уже в III столетии до нашей эры. Святилище Сераписа было и в священном городе Аполлона — Дельфах.
С окончанием эпохи Птолемеев и установлением в Египте римского владычества, Серапис не канул в небытие. Наоборот, его культ получил дальнейшее развитие, правда, в основном за пределами территории Египта.
Он приобрел черты, во многом схожие с богом Гелиосом, стал «богом времени» и «богом всех». Его почитание было широко распространено во всех областях, прилегающих к Средиземному морю.
Во II столетии н. э. «отец христианской церкви» Тертуллиан с негодованием заявлял, что «целая земля… клянется Серапису».
Римляне активно поклонялись ему и оставили изображения Сераписа даже на берегах нынешней Англии.  
Культу Сераписа покровительствовали Нерон и особенно императоры Флавиева дома, считавшие себя достигшими власти благодаря его покровительству. Полного торжества Серапис достиг при Антонинах и при Каракалле, который сам служил египетским богам в качестве жреца. В Риме открыто несколько храмов Сераписа, а также много относящихся к нему надписей и памятников.

Первые Птолемеи ввели Сераписа в сонм египетских божеств, сделав его верховным богом Птолемеевского Египта, покровителем новой царской династии и новой столицы страны — Александрии. Серапису был посвящен крупный храм в Александрии, известный как Серапеум. Также святилище этого божества, славящееся своей удивительной целительной силой, находилось в Канопе, городе в дельте Нила, расположенном недалеко от столицы. Этому богу поклонялись и в мемфисском Серапеуме. Впоследствии храмы Сераписа появились во многих городах страны, где проживало грекоязычное население, в частности в Фаюмском оазисе.
Святилища уже чисто египетскому Осирису, особенно с реликвиями, в Мемфисе и вообще в Египте стали называться Серапионами. При них стали селиться отшельники, принимавшие на себя все роды подвижничества и не выходившие из затвора по многу лет. Они принадлежали не только к египтянам-туземцам, но и к грекам, среди которых сильно распространялся новый культ туземного по сущности, но греческого по внешности бога.

Серапеум в Александрии (точнее, Канобе) — храм, построенный Птолемеем III (правил 246-222 до н.э). Согласно описаниям, серапеум был самым большим и величественным из всех храмов в греческой части Александрии. Помимо изображения бога в храме располагалось отделение Александрийской библиотеки.

В городе [Александрии] есть очень высокие храмы. Выделяется среди них Серапей. Моя речь бессильна описать его. Обширные, окруженный колоннадами дворы, статуи, дышащие жизнью, и множество других произведений искусства, все это украшает его настолько, что после Капитолия, которым увековечивает себя достославный Рим, ничего более великолепного не знает Вселенная. В этом храме были помещены книжные сокровища неоценимого достоинства. Но древние писатели единогласно свидетельствуют, что когда, во время Александрийской войны при диктаторе Цезаре, город подвергся разграблению, сгорело 700 тысяч томов, которые были собраны неусыпными трудами царей Птолемеев.

— Аммиан Марцеллин

По свидетельству древнегреческого географа Страбона, храм находился на западе города.
В 1895 году на месте храма была найдена черная диоритовая статуя Сераписа в воплощении быка Аписа с диском солнца между рогами с надписями времен римского императора Адриана (117—138).
При раскопках на месте колонны Диоклетиана в 1944 году были обнаружены предметы из храма Серапеум: два набора из десяти мемориальных досок, по одной из золота, серебра, бронзы, фаянса, высохшей на солнце нильской грязи и пять из непрозрачного стекла. Доски содержали тексты на греческом языке и иероглифическом египетском письме с утверждением о постройке Серапеума Птолемеем III. Впоследствии были обнаружены галереи под храмом, где, возможно, проводились обряды, посвященные богу Серапсису. В основании храма были открыты находки времен господства Птолемея IV, посвященные богу Гарпократу — сыну Гора.
Сейчас от храма ничего не осталось.

Канопус в дельте Нила около Александрии был посвящен богине Исиде — супруге Сераписа. Был одним из самых известных культовых центров Египта эпохи Птолемеев и римлян. Празднества в честь Исиды были настолько популярны, что храм стал образцом для архитектурного подражания при строительстве других религиозных объектов в Египте.
Священный греко-римский участок (теменос) включал храм, расположенный позади пропилеи или перистиля. Были найдены также другие святыни, посвященные другим богам: Анубису, Гермесу Трисмегисту (синкретическое божество с чертами Тота и Гермеса), Харпократу и др. Комплекс часто ассоциировался со священным источником, изображавшем в некотором смысле ежегодный разлив Нила.
Римский император Адриан реконструировал Канопус на своей вилле близ Тиволи в больших пропорциях: огромный прямоугольный резервуар, представлявший собой проход 119 метров длиной и 18 метров шириной, окруженный портиками и статуями, вёл к серапеуму. Защищённое величественным куполом, святилище было разделено на общедоступную область и подземную часть. По окончании строительства храма Адриан приказал отчеканить памятные монеты со своим портретом и изображением Сераписа на помосте с навесом на двух колоннах.

Серапеум в Саккаре — некрополь, расположенный около Мемфиса в Египте. Был местом погребения быков Аписов, земных воплощений бога Птаха. Некрополь обнаружен 1 ноября 1850 года французским египтологом Огюстом Мариетом, который провел раскопки большей части комплекса. Его заметки о раскопках были утеряны, что осложнило хронологический анализ этих погребений. С VII века до н. э. умерших Аписов бальзамировали и погребали в саркофагах на кладбище Серапеум.
В этом и ряде других захоронений, датируемых от господства Рамсеса XI до Осоркона II (около 250 лет), известно о девяти захороненных быках. Это число включает три не найденных захоронения, но о существовании которых догадывался Мариет. Они находились в комнате, проводить в которой земляные работы Мариет считал слишком опасным. Предположительно существуют другие захоронения Аписов.
До 2012 года Серапеум был закрыт для посещений. После продолжительных реставрационных работ Министерство Древностей Египта, наконец открыло двери таинственных подземных галерей для всех желающих.

Серапеум Саккара. Фото девятнадцатого века. Архив Бруклинского музея


Серапеум Саккара. Фото одного из саркофагов. Понятно, почему египтологи решили, что тут помещали мумии быков - для человека саркофаги все-таки слишком великоваты


***

Происхождение греко-египетского Сераписа окружено непроницаемой завесой таинственности. Разнобой во мнениях, зачастую надуманных, обусловлен полной неизвестностью происхождения этого божества.  Хотя это божество было знакомой фигурой среди символов секретных египетских ритуалов посвящения, его тайная природа была открыта только тем, кто исповедовал культ Сераписа. Следовательно, по всей вероятности, египтяне, за исключением инициированных жрецов, сами пребывали в неведении относительно его истинного характера. Насколько известно, не существует аутентичного описания подлинных ритуалов культа Сераписа, но анализ множества символов раскрывает его основные черты. В послании царю Кипра Серапис описывает себя так:

Как бог я таков, каким я тебе кажусь,
Звездные небеса - моя голова,
мое туловище - море,
Земля - это мои ноги, мои уши - это воздух,
Лучи солнца, бриллиантовые стрелы -
это мои глаза.

По одной из версий  божество было «создано» для сближения египетского и греческого населения Египта на религиозной почве, однако почитание его распространилось преимущественно в греко-римской, а не египетской среде.  Другие считали, что намерение состояло в том, чтобы дать «египетским» грекам их собственное божество.
Вполне правдоподобным кажется и такое объяснение: в Египте в конце IV в до н. э. появилось множество греков и македонцев, приехавших со всех концов известной эллинам ойкумены, и введение культа Сераписа могло стать способом их объединения. При этом по своему «происхождению» это божество должно было быть связано с богами египетского пантеона, так как в древности священную власть над определенной территорией мог иметь только тот бог, который имел местное происхождение.
Согласно другим версиям, культ этого божества был привезен Александром из Вавилонии. Это предположение связано с тем, что Серапис также упоминается в качестве не египетского, а вавилонского божества, в труде Арриана «Анабасис Александра» и в «жизнеописании Александра» Плутархом. Согласно этим авторам, Серапис не только имел храм в Вавилоне, но и является единственным богом, упоминаемым в связи со смертью Александра Македонского в Вавилоне в 323 году до нашей эры. Другие исследователи также связывают культ этого бога с именем Александра, но не отрицают, что божество имеет египетское происхождение.
Обобщенно : Серапис  – покровитель династии Птолемеев, бог подземного мира, загробной жизни, плодородия и изобилия. При определенном отличии, представители таких подходов сходились в том, что Серапис – это бог, которого сознательно «сконструировали» для определенных целей политического и социального характера.

Слева – бюст Сераписа, Музей Пио-Клементино, Ватикан ; справа – голова Сераписа (оригинальная статуя была 12 футов в высоту (3,6м);обнаружена у берегов Александрии, Египет)


Однако есть серьезные аргументы против теории о том, что Серапис был просто «изобретением Птолемея I Cотера».
Никогда в истории религий не было случая, чтобы «изобретенному» и «введенному декретом» божеству поклонялись на протяжении длительного времени, а здесь это время составляет более 500 лет – время, за которое сменилось 25 поколений.
Надо отметить, что мнение о том, что Серапис – это искусственная конструкция, не имеющая под собой никакой исторической почвы, например в научной египтологии давно уже практически сошло на нет.
Ученые хорошо понимают, что такие явления без исторических корней и предпосылок не возникают. Поэтому предпринимались попытки найти прототип божества в Малой Азии, Вавилоне или Греции, но до сих пор неудачно. А вот прoобразы для появления этого божества в самом Египте достаточно очевидны. Это Осирис и Апис. Еще до Сераписа был известен культ Осараписа – священного быка Мемфиса, которому поклонялись в этой форме после его смерти (т.е. смерти Аписа).
Исследователи приводят такую семантическую и генезисную формулу: Осирис + Апис - Осарапис - Cерапис.
Не случайно его именем – Серапийон - было названо кладбище быков Аписа в Саккаре. То есть Серапис – это грецизированная форма имени бога, хорошо известного до эпохи Птолемеев, а именно Осараписа.
Так же у него есть тесная связь с такой формой богов Осириса и Хапи, как Осирис-Хапи.
Новый бог был добавлен к пантеону как специальная форма Осириса-Аписа.
Однако, по этой версии, не являясь исключительно сконструированным, Серапис во многом гибридный и синкретический персонаж, в котором соединились и переплелись черты ряда как египетских, так и греческих богов (Зевс, Гелиос, Дионис, Аид и Асклепий), а позже и римских.
Встречается мнение, что Серапис упоминается еще в эпоху Нового царства, т.е. минимум за 1000 лет до эллинистического периода. Поэтому версии об эллинах, придумавших для себя на египетской земле синкретичного божества, в этом случае можно отнести к вымыслу. Однако эта версия кажется сомнительной.
Все же наиболее правдоподобной видится версия «политическая» (даже при условии египетских корней) как воплощение некой новой религиозной идеологии. В этом контексте видится занятным мнение о важности Сераписа как прототипа другого идеологического божества – уже христианского Христа, в версии  Чарльза Кинга (Charles King): «Не может быть сомнения, что голова Сераписа, отмеченная печалью, есть первый шаг на пути к общепринятому облику Спасителя» («Гностики и их наследие»). Учитывая что сам Чарльз Кинг был теософом, то и к этой версии нужно относится с осторожностью. Однако, безусловно, сходства есть. Очень однозначные.

Часть триптиха с изображением Сераписа ; I век ; музей Гетти 


В римский период Серапис стал не только покровителем Александрии, но и божеством врачевателем, способным решать вопросы жизни и смерти. У него можно было не только получить предсказание, но и обратиться с просьбой о повышении по службе. Это привело к тому, что Серапис стал восприниматься не просто как верховное, а как высшее трансцендентное божество, к которому можно обратиться с любой просьбой.
Серапис был объявлен повелителем стихий и явлений природы, ему были приданы функции водного божества, владыки наводнений (как и Осирис, Сарапис почитался как господин Нила, наряду с этим его власть распространялась и на моря: он управляет штормами и спасает людей в опасности, чем напоминает Посейдона ; изображения Сераписа помещали на носах кораблей) и бога солнца (что повлекло его отождествление с Аполлоном). 


Серапис с лучами солнца (диск, Британский музей.Лондон. II век )


Отождествляли Сераписа и с Зевсом. Серапис почитался как спаситель от несчастий, предсказатель будущего, целитель больных [в этой функции он близок Имхотепу (в древнегреческом произношении Имутесу), верховному сановнику фараона Джосера и строителю его пирамиды (28 в. до н.э.), обожествленному как мудрец и врачеватель и отождествленному греками с Асклепием]. Он довольно быстро стал почитаться как целитель всех видов болезней, что способствовало росту его популярности не только среди греко-египетской знати, приближенной к Птолемеям, но и среди простых людей.
Догмат Сераписа, будучи, в общем, осирисовым, имел более пантеистический характер. Серапис — принцип влаги, источник производительности, мужской принцип природы. Известна приближающаяся к монотеизму формула: «Серапис — единый Зевс». Праздники и мистерии в честь Сераписа-Осириса, описанные Апулеем, производили потрясающее впечатление на их адептов.

Серапис тесно связан с Исидой. Они считались супружеской четой, вместе с Исидой Серапису поклонялись как «спасителю», а Горус (Гор, Горпократ) в этой триаде стал их сыном. В Риме Серапису поклонялись в Храме Исиды и Сераписа , который был построен в период Второго триумвиата на Марсовом поле.
Кроме Исиды он часто упоминается вместе с богинями, которые по своим чертам определенным образом перекликались с ним – Рененутет, Месхенет и Шепсет (незначительная местная богиня из Мемфиса).
В Александрии Серапис в греко-римский период соединился с Агeтходаймоном (Agathodaimon), местным популярным богом в облике змеи. Вполне вероятно, что Серапису поклонялись как богу, символизированному змеей, - практика, общая для египтян и греков.

Скульптуры Исиды и Сераписа с треглавым псом


Серапис и Изида, римская мозаика, III век 


Исида-Термутис, Серапис-Агатодемон и Осирис Канопуса. Стела греко-римского периода. Музей Лейдена


Исида и Серапис. Постамент из Ксантоса, Ликия



Было сделано несколько неудачных попыток дать этимологию слова серапис. Годфри Хиггинс (мифолог 18-19 вв., сторонник существования Атлантиды) заметил, что египтяне каменный саркофаг называли сорос, а священного быка, воплощение Осириса, звали Апис. Эти два слова комбинируются в одно сорос-апис, или сор-апис – «гробница быка». Но невероятно, чтобы египтяне поклонялись гробу в форме человека.
Некоторые древние авторы, включая Макробия, утверждали, что Серапис - это имя Солнца, потому что в его изображениях часто видно гало над головой. В своем «Гимне суверенному солнцу» Юлиан говорит о божестве следующим образом: «Юпитер, Плутон, Солнце - это все Серапис». В еврейском языке «серапис» есть «сараф», что означает «сверкать». По этой причине евреи назвали одного из своих духов Серафимом.
Общепринятой, однако, является теория, согласно которой истоки имени Серапис нужно все - таки искать в сочетании Осирис-Апис.

Одно время египтяне верили, что мертвые поглощаются Осирисом, богом мертвых. Хотя существует сходство между Сераписом и Осирис-Аписом, египтологи считают, что Серапис есть просто имя, данное мертвому Апису, священному быку Египта. Эта теория притягательна в свете трансцендентальной мудрости, которой обладали египетские жрецы, по всей вероятности, использовавшие бога для символизации души мира (anima mundi). Материальное тело Природы было названо Аписом; душа, покидающая тело после смерти, но опутанная формами физической жизни, была названа Сераписом.

Среди других значений имени Серапис есть и такие: «Священный бык», «Солнце в Быке», «Душа Осириса», «Священная Змея», «Ушедший на покой Бык». Последняя интерпретация связана с церемонией утопления быка - священного Аписа - в водах Нила каждые 25 лет.

Кроме Осириса-Аписа бог Серапис унаследовал и черты сына Осириса — Гора. Сераписа часто изображали в виде победителя крокодила: именно в таком обличьи Гор якобы убил Сета в дельте Нила.


Иногда, в более позднейших, уже римских и греческих изображениях Сераписа крокодила заменяли на змею — нильские рептилии были малоизвестны за пределами Египта, а вот отрицательный образ змея, которого и побеждал в своей схватке верховный бог, вполне был понятен и грекам, и римлянам .
Змея или другая рептилия на изображениях Сераписа присутствует почти всегда. Иногда Серапис держит змею, иногда она обвивает его полностью или вьется по левой ноге. Иногда Серапис стоит на змее, драконе или крокодиле, используя его как постамент или основание.
Кроме того, побежденную Сераписом и обвившую его змею, часто изображали с символами зодиакальных созвездий на круге, что хорошо видно на одном из рисунков сверху.

Серапис-Агатодемон (Бог-Змея, почитаемый в Александрии и окрестностях), бронза, Национальный музей, Афины


Есть свидетельства тому, что знаменитая статуя Сераписа в Серапиуме в Александрии сначала была объектом поклонения в Синопе под другим именем и только позднее ее перевезли в Александрию. Есть также легенда о том, что Серапис был царем египтян в совсем древние времена и именно ему они обязаны философским и научным господством. После смерти этот царь был поднят до уровня бога. Филарх говорит, что слово «серапис» означает «сила, которая привела Вселенную в прекрасное состояние порядка».

Плутарх в «Исиде и Осирисе»  дает следующее объяснение происхождения статуи Сераписа в Александрии, где это восхитительное произведение искусства находилось в Серапиуме:
Египетский фараон Птолемей Сотер увидел однажды странный сон, в котором гигантская статуя ожила и приказала ему доставить ее в Александрию как можно скорее. Поскольку Птолемей не знал, что это за статуя, он находился в затруднении относительно того, как ее найти. Когда Птолемей рассказывал о сне своему окружению, великий путешественник по имени Сосибий вспомнил, что такая статуя есть в Синопе. Птолемей немедленно снарядил Сотелеса и Дионисия устроить перевоз статуи в Александрию, заручившись согласием жителей Синопа. Три года прошло, и наконец представители фараона сумели выкрасть статую, а для того, чтобы скрыть преступление, ими был распущен слух о том, что статуя ожила и сама прошагала от храма по улицам, ведущим к кораблю, приготовленному для ее транспортировки в Александрию. По прибытии туда статуя в присутствии двух египетских посвященных - Эвмолпида Тимофея и Манефона Себеннита - тут же была названа Сераписом. Жрецы объяснили, что это был эквивалент Плутона. Это был мастерский ход, потому что в Сераписе греки и египтяне получили общего бога, что немало приблизило страну к религиозному единству.

Несколько статуй Сераписа стояли в различных храмах в Египте и Риме. Почти все описания этих статуй, данные ранними авторами, говорят скорее о греческом, нежели о египетском влиянии. Некоторые статуи изображают бога, обвитого огромной змеей. Другие показывают его как комбинацию Осириса и Аписа.
Серапис назывался Теоном Гептааграммотоном, или богом с именем из семи букв. Имя Серапис (подобно Абраксасу и Митре) состоит из семи букв. В гимнах Серапису жрецы использовали семь звуков. Иногда Серапис изображался с семью клапанами. Они представляют, видимо, семь божественных разумов, проявляющихся через солнечные лучи.

Энциклопедия Британника замечает, что самое раннее упоминание о Сераписе появляется сразу после смерти Александра. Так был высок престиж Сераписа, что из всех богов только с ним консультировались по поводу умирающего царя.

В иконографическом плане – это типичный греко-римский бог, практически не имеющий ничего общего с традиционными изображениями египетских богов. Серапис не идентичен Осирису как бог, с которым каждый египтянин хотел идентифицироваться после своей смерти. В частности Серапис никогда не изображался в виде спеленутой мумии, как это характерно для образа Осириса; чаще всего он выглядит как антропоморфный бог с греческой бородой и прической в греческом же хитоне.
Описания изображений бога, в которых аккумулируется большинство представлений о нем, включают высокую, мощную фигуру, сочетающую как мужскую силу, так и женскую грацию. На его лице написано размышление, и оно печально. Сераписа изображали в виде мужчины средних лет, с прической и бородой Зевса, со скипетром в руках и орлом у ног, часто на троне; иногда, как у Плутона, волосы его ниспадают на лоб, и у ног его Цербер. Лицо, несмотря на то что есть борода, скорее женоподобно. На голове — корзина -модиус, символ обилия, а иногда повязка и лучи или цветок лотоса. Сераписа, таким образом, отождествляли с Зевсом, Плутоном и Асклепием. Фигура Сераписа обычно покрыта плащом с головы до ног, и, как полагают посвященные, это делается для того, чтобы скрыть андрогинный характер его тела.

Бронзовая скульптура Сераписа, II век н.э.


Бронзовая статуэтка Сераписа. Сидящая фигура заимствована из знаменитой статуи греческого скульптора Бриаксиса, сделанной для Птолемея III (III век до н.э); Британский музей


Однако облик Сераписа все же отличался от изображений и статуй Зевса, Плутона или Посейдона только характерным именно для него головным убором (модиус) в виде корзины или меры для зерна (modius или kalathos). Kalathos на голове указывает на связи божества с землей и ее дарами.Иногда Серапис имеет изогнутые бараньи рожки.


Однако головы статуй Аида (Гадеса) и Плутона так же не редко были увенчаны модиусом в виде мерной пшеничной корзинки, которая у греков символизировала царство мертвых. Видимо по этой причине, изображение Сераписа часто путают с изображениями Аида и ПлутонаПрижизненных изображений Плутона/Аида и его жены Персефоны — не так и много, а вот Сераписа и Исиды — очень много. Как и храмов Сераписа, которые практически повсеместно вытеснили уже к III веку до нашей эры храмы Плутона/Аида, остатки которых мы очень редко можем найти в Средиземноморье.
Точно так же, как Осирис, Сарапис связан с землей и с регенеративной функцией.

Именно его греческая внешность была причиной быстрого распространения его культа по греко-римскому миру во время увлечения восточными религиями. Римский культ Исиды и Сераписа набрал популярность в конце 1-го века н. э., когда римский император Веспасиан на 70-м году жизни посетил храм Сераписа в Александрии, в котором ему довелось испытать некое видение. Позже он столкнулся с двумя рабочими, они были убеждены, что он обладал божественной силой, которая может творить чудеса. Во времена династии Флавиев, Серапис был одним из божеств, чье изображение наряду с изображением императора, можно было увидеть на римских имперских монетах.


Кулон с изображением Сераписа, который носили члены элиты египетского общества ( III век до н.э). Walters Art Museum, Балтимор


Для изготовления статуй Сераписа использовались различные материалы. Некоторые были сделаны из мрамора искусными скульпторами, другие - с использованием драгоценных металлов. Одна гигантская скульптура была сделана из металлических плит, тщательно подогнанных друг к другу. В лабиринте, посвященном Серапису, стояла статуя 13 футов высотой, сделанная, по преданию, из одного куска изумруда. Современные авторы полагают, что речь шла, скорее, о статуе, сделанной из стекла, залитого в форму. Но египтяне все-таки настаивают, что это был цельный минерал и что этот факт неоднократно проверялся в древности.
Клемент Александрийский описывает статую Сераписа, сделанную из следующих материалов.
Во-первых, из золота, серебра, свинца и олова; во-вторых, из всех видов египетских камней, включая сапфиры, гематиты, изумруды и топазы, - и все это было замешано на веществе, оставшемся от похорон Осириса и Аписа. В результате получилась редкостная и любопытная фигура цвета индиго.
Некоторые статуи были сделаны из очень прочного материала : когда христианские солдаты, выполнявшие приказ Феодосия, рубили топорами Сераписа Александрийского, то летели искры и топоры ломались.


Египетская секретная школа философии времен Сераписа разделилась на две - Малые и Великие Мистерии. Первые из них посвящались Исиде, а вторые - Серапису и Осирису. Есть мнение, что в Великих Мистериях разрешалось участвовать только жрецам. Даже наследнику трона не делалось исключения; только по достижении им положения фараона, когда он автоматически становился жрецом и временным главой государственной религии, он допускался на них . Вообще, на Великие Мистерии допускалось очень ограниченное число лиц, что позволяло сохранять секреты Мистерий.
Гностические Мистерии были знакомы с тайным значением Сераписа, и через гностиков этот бог стал тесно связан с ранним христианством. Император Адриан, путешествуя по Египту в 134 г. н. э., сообщает в письме Серванию, что христиане поклоняются Серапису и что епископы церкви совершают богослужения в храме Сераписа. Он даже говорит о том, что сам патриарх, будучи в Египте, был обязан молиться как Христу, так и Серапису.

Две цитаты устанавливают соотношение между Мистериями Сераписа и другими Мистериями древних народов.
Первая цитата из книги Ричарда Найта «Символический язык древнего искусства и мифологии»: «Латиняне говорят, что Целеста и Терра, универсальный ум и производящее тело, были великими богами Самофракийских Мистерий; то же и Серапис и Исида у поздних египтян; Тауте и Астарта у финикийцев; Сатурн и Опс у латинян».
Вторая цитата, из книги Альберта Пайка «Мораль и догма»: «Солнце, - говорит Марциан Капелла в своем гимне Солнцу, - обитающие на Ниле поклоняются тебе как Серапису, и Мемфис боготворит как Осириса, в священных ритуалах персы поклоняются тебе как Митре, во Фригии - как Атису, и Ливия - как Аммону, а в Вавилоне - как Адонису; таким образом, весь мир боготворит тебя под различными именами».

Серапис постепенно узурпировал положение, занятое до него другими египетскими и греческими богами, и стал высшим божеством в обеих религиях. Его власть продолжалась до IV века христианской эры. В 385 г. Феодосий, истребитель языческой философии, издал свой памятный эдикт «De Idolo Serapidis Diruendo». Когда христианские солдаты во исполнение его приказа вошли в Серапиум в Александрии для уничтожения изображений Сераписа, в храм, стоявший многие века, так велико было их уважение к богу, что они долго не смели прикоснуться к нему из опасения, что земля разверзнется под ними и поглотит их. Наконец, преодолев страх, они разрушили статую, здание и подожгли библиотеку, находившуюся в храме.

Существует несколько гипотез разрушения храма:

1. В IV веке в Александрии действовал патриарх Феофил. В то время декретами императора Феодосия I было запрещено соблюдение любых религиозных обрядов, кроме христианских. Феодосий I постепенно превратил священные праздничные дни в рабочие (в 389 году), запретил публичные жертвоприношения, закрывал храмы и тайно потворствовал проявлениям неуважения христиан к основным культовым сооружениям. Декрет 391 года привел к окончательному запустению языческих храмов, на месте которых возникали христианские церкви.
В Александрии патриарх Феофил получил юридическую власть над одним из заброшенных храмов Диониса. Он хотел превратить его в церковь. Во время ремонта в храме были обнаружены тайные пещеры. Открытие этих пещер спровоцировало нападение язычников на христиан, те же в свою очередь приняли ответные меры. Тогда язычники отступили и забаррикадировались в храме Серапеум — самом внушительном из оставшихся святилищ города. Они захватили множество христианских пленников, некоторые из них были принесены в жертву путём сожжения, а остальные убиты или со сломанными ногами сброшены в пещеры для жертвоприношения. Тогда же язычники, пойманные в ловушку в храме, начали грабить его. (Rufinus и MacMullen, 1984).
Феофил послал письмо Феодосию I с просьбой помиловать язычников взамен на уничтожение всех языческих сооружений. Это и повлекло разрушение Серапеума. Сначала римские солдаты и монахи, призванные из пустыни, сравняли храм с землей, затем они приступили к разрушению священных зданий в городе Канопус. Повсюду в Египте были разрушены языческие постройки. На папирусной хронике (Александрия, 5 век) показан торжествующий Феофил на храме Серапеум. (MacMullen, 1984).

Торжествующий Теофил с Евангелием в руке стоит на Серапеуме в 391 году.


2. Есть другая версия разрушения серапеума. События начинаются с закрытия митреума. По-видимому, остатки святилища были осквернены христианами, что повлекло нападение язычников. Дальнейшие события развивались аналогично первой версии.

3. Есть также третья версия, ее начало положено в трудах греческого историка Евнапия (4 век). Согласно этой версии толпа христиан применила военную тактику для разрушения серапеума и последующего его разграбления. Человеческие скелеты «преступников» и «рабов» — христиан, убитых в серапеуме, — были помещены в христианские храмы, они считались мучениками.

Разрушение храмов Сераписа положило конец официальному культу этого бога.