Полотна
Марка Ротко обладают мистической особенностью – по словам многих зрителей,
картины, когда наблюдаешь их с близкого расстояния (а именно на этом настаивал
сам художник), вызывают сильные эмоции – обостренное чувство одиночества или
страха, вплоть до того, что стоя перед ними, особо чувствительные люди могут
испытать целый спектр эмоций. Отражение трагической стороны жизни склонны
видеть в творчестве Ротко и большинство искусствоведов – будь то ранние работы
или прославившие художника мультиформы. «Трагический опыт катарсиса есть
единственный источник любого искусства… Мне не интересны взаимоотношения цвета
и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных
человеческих эмоций — трагедии, экстаза, отчаяния», — писал Ротко.
Марк Ротко
верил, что искусство произрастает из «врожденного чувства формы, а совершенство
— из спонтанности, простоты и детской непосредственности»….
У многих
возникает вопрос, почему абстрактные
полотна кисти Ротко стоят сегодня таких бешеных денег ? Его
необычные полотна, очень часто поддаются критике. Как правило, все это в силу
непонимания основ живописи.
Ответ довольно
простой и сложный одновременно. Во-первых, работы Ротко нужно не «видеть», но «чувствовать».
На эмоциях, которые вызывает та или иная картина, и нужно сконцентрироваться. Эта
живопись рассчитана не на визуальное восприятие, а исключительно на чувственно-эмоциональное.
Марк Ротко кстати
терпеть не мог, когда его работы называли абстрактными. «Мне не интересны сочетания цветов и соотношения форм. На моих холстах
изображены основные человеческие эмоции: трагедия, экстаз, печаль, грусть. Если
вас тронуло только сочетание цветов, то Вы меня абсолютно не поняли»…«Тот факт,
что многие люди вдруг теряют себя и могут разразиться рыданиями перед моими
картинами, означает, что я могу сообщаться с их основными человеческими
эмоциями… Люди, плачущие перед моими полотнами, переживают тот же религиозный
трепет, что переживал я, когда рисовал их. А если вас тронули только
колористические отношения, то вы упустили самое главное».
— Марк Ротко.
Во-вторых,
нужно узнать самого автора, хотя-бы попытаться, прежде чем называть его работы «неоправданно
дорогостоящей мазней».
Уверяю вас –
оправданно.
Ротко был
человеком крайне одаренным и очень разносторонним. И конечно-же очень
чувствительным.
Интересно,
что и тогда, при жизни художника и сейчас, многие эксперты сходятся в том, что его живопись
цветового поля – не о том, какие эмоции
может вызвать цвет, а о том, как Ротко заставляет цвет так действовать на
зрителя.
В 50-х прошлого
века живопись Марка Ротко стала чем-то совершенно новым. Он был новатором. Говоря
о картинах других художников, часто оказывавших успокаивающее, расслабляющее
воздействие, Ротко говорил, что его работы «имеют противоположную цель» и
пишутся не для истории или студий, а для людей, чья реакция была единственной
ценностью, приносившей художнику удовлетворение. Это дорого стоит...
Если
вопросов больше нет, то попробуйте ПРОЧУВСТВОВАТЬ эту работу…..
Да,
получилось ? Что Вы почувствовали ?
То, что не
вошло в фильм.
В 1938 г. он
получил американское гражданство и в 1940 г. сменил свое имя Маркус Роткович на Марк Ротко.
В 1933 г.
состоялась его первая персональная выставка в Портленде, на которой были
представлены ландшафты и городские виды, а также портреты и изображения
обнаженных натур. В 1935 г. Ротко и еще несколько нью-йоркских художников
основали «Группу десяти», представлявшую собой объединение экспрессионистов.
С 1936 по
1939 г. Ротко участвовал в художественных программах, разработанных при
президенте Франклине Делано Рузвельте.
Ротко
увлекался трудами Фрейда и Юнга, а в 1940 году даже на время оставил живопись,
чтобы полностью погрузиться в теорию коллективного бессознательного и
архетипическое толкование сновидений.
Марку Ротко приходилось
зарабатывать на жизнь разными способами: он работал в прачечной, преподавал,
рисовал карты для иллюстрированной Библии.
Марк Ротко –
один из самых знаменитых и дорогих американских художников. В 2007 г. его
картина «Белый центр» была продана на аукционе Sotheby`s в Нью-Йорке за 72,8
млн долларов.
Это стало рекордно высокой ценой за произведение современного
искусства, втрое превысив некогда максимальную стоимость в 22 млн долларов,
установленную тем же Ротко в 2005 г. на аукционе Christie’s в Нью Йорке за
полотно «Почитание Матисса» ; в 2012 году его картина «Оранжевое, красное,
желтое» ушла с торгов за $86,9 млн долларов.
В своей
знаменитой лекции в Pratt University Ротко говорил, что картины состоят не из
холста и масла, а из направленности на смерть и десяти процентов надежды, «чтобы
сделать всё немного более терпимым». Это те ингредиенты, которые возвышают ее
над просто цветом – но не гласно, не очевидно, потому что это не то, о чем
следует говорить вслух.
Ближе к концу жизни Ротко, его картины стали не такими яркими и насыщенными, а одной из его последних работ стала очередное полотно "Без названия" (Черное на сером) , нарисованная черным и серым цветом, с горизонтальной разделительной линией и тонкой белой каймой. По собственному признанию Ротко, эта картина отображала его мысли о смерти. Это моя любимая работа Марка Ротко. Апофеоз его гения для меня...
*
«Уличная сцена», 1937
«Без названия», 1937-38
«Без названия» (Standing
Man and Woman), 1938
«Без названия» (Портрет), 1939
«Жертвоприношение Ифигении», 1942
«Знамение орла», 1942
«Медленный вихрь на берегу моря»,
1944-45
«Номер 9», 1948
«Gethsemane», 1944
«Фаланга ума» ,
1945
«Подземная фантазия», около 1940
«Без названия», 1940
«Иерархические птицы», 1944
«Без названия», 1942
«Обряды Лилит», 1945
«Автопортрет», 1936