«Mutus Liber, in quo tamen tota Philosophia Hermetica figuris hieroglyphicis depengitur, ter optimo maximo Deo misericordi consecratus solisque filiis artis dedicatus authore cujus nomen est Altus» («Немая книга, в которой
представлена в иероглифических фигурах вся герметическая Философия, посвящённая
всемилостивому Богу, трижды благому и трижды великому и обращённая только к
сынам искусства автором её, чьё имя Альтус»): Rupellae, Petrum Savovret, 1677.
Алхимики
описывали процесс Великого Делания во множестве трактатов, но наиболее
оригинальным из них и символически полным является «Mutus Liber» («Немая книга» или «Книга без
слов»). В названии книги имеется имя ее автора – Altus («Высокий» или «Старейший», он
же христианизированный Иаков, сквозной персонаж всех 15 гравюр книги. Однако,
книга считается анонимной, т.к. доподлинно неизвестно, кто скрывается за этим
герметическим псевдонимом. Свое название книга получила от того, что в ней
практически отсутствуют слова, а все процессы изображены в виде знаков и
символов. Это фактически единственный алхимический трактат такого типа. Именно
эта особенность делает «Mutus Liber» великолепным и уникальным
образцом алхимического символизма.
Впервые эта
книга анонимно была издана в Ла-Рошели (Франция) в 1677 году издателем Пьером
Савуре. В 1702 году она была переиздана в так называемом «Своде Манже»,
сборнике алхимических сочинений под общим названием «Bibliotheca Chemica Curuisa». В новом издании она была
представлена в виде 15 гравюр на отдельных листах, гравюры выполнены тоньше и
артистичнее, чем в первом издании, хотя, как свидетельствует И.Фабрициус,
совпадают по форме и содержанию, за исключением первой гравюры, на заднем плане
которой, в издании Манже изображено море, набегающее на сушу. В оригинальной
французской гравюре этой детали не было ( J. Fabricius «Alchemy»: Copenhagen, 1976).
Третья
версия Mutus Liber была полностью перепечатана в 1760 году в Париже, и это
третье издание встречается крайне редко.
При глубокой
символичности антуража и действия в гравюрах «Немой книги» не только символизируются
действия алхимика, но и раскрывается техника и технология алхимических
процедур. Мы видим здесь высушивание, выпаривание и перегонку, нагревание на
открытом огне и своеобразное термостатирование, декантацию и фильтрование,
прокаливание и растворение, применение весов и паяльной трубки и т.д. И хотя
само действие ограничивается традиционной алхимической программой, читатель
может усмотреть также и возможности алхимика приносившие ему неожиданные
открытия.
Множество
людей пыталось понять процессы и операции, изображенные в книге без слов, но ее
символические рисунки, сложно и неоднозначно «читабельны». Именно загадка,
заключенная в «Mutus Liber» делает эту книгу столь привлекательной в глазах
исследователей. Форма как «конструкция» Mutus Liber означает, что она открыта
для различных интерпретаций.
Mutus Liber был
временно забыт, но затем получил редакционный интерес во второй половине XIX
века. Начиная с начала 20-го века, трактат переиздавался, иногда в сопровождении
предисловий, которые более или менее точно описывали его содержание. Основными изданиями Mutus
Liber являются следующие:
1867, от Thibaud publishing (Clermont Ferrand);
1914, от Nourry, предисловие и пояснения от Pierre Dujois, псевдоним – Magophon;
1943, от Paul Derain, the publisher;
1966, от Pauvert publishers, предисловие и пояснения от Eugène Canseliert;
1967, от L’Unité publishers, предисловие и пояснения от Serge Hutin;
2015, от Editions à l’Envers, в содружестве с Raymond
Meyer.
Карл Густав
Юнг изучал Mutus Liber и владел копией издания 1677 года. Он использовал
трактат, чтобы использовать его как материал для написания своей книги «
Психология и алхимия» . Ниже представлены гравюры из этого издания.
Данные :
Title : Mutus liber, in quo tamen tota philosophia
hermetica, figuris hieroglyphicis depingitur, ter optimo maximo Deo misericordi
consecratus, solisque filiis artis dedicatus / authore cuius nomen est Altus
Author, Contributor : Baulot, Isaac [1619-169-?]
Imprint : Rupellae [La Rochelles] : apud Petrum
Savovret, 1677
Description : 17 Bl. : Ill. (15 Kupfertafeln) ; 36 cm
Language : Latin
Providing Institution : Stiftung der Werke von
C.G.Jung, Zürich,