Бывает,
встретишь на просторах интернета занятную картину-картинку и даже не подозреваешь,
частью чего она может являться (к своему стыду (век живи-век учись)).
Попался мне
на глаза вот такой милый грифон с всадником на нем…
И так это
изображение мне понравилось, что захотелось разузнать, откуда ЭТО. Оказалось
что это всего лишь маааленькая часть нечто грандиозного.
Имя «грандиозного»
– «Шествие Императора Максимилиана» или «Триумф Императора Максимилиана», 1517
года выпуска…
История :
Максимилиан
I (1459 – 1519) – король Германии (римский король), император Священной Римской
империи , эрцгерцог Австрийский , реформатор государственных систем Германии и
Австрии и один из архитекторов многонациональной державы Габсбургов,
распространившейся не только на половину Европы, но и на заморские колонии.
Короче говоря, видный политический деятель эпохи Возрождения.
Портрет Максимилиана кисти Альбрехта
Дюрера
В последние
годы жизни императора Максимилиана I стала заботить репутация, с которой он мог
бы войти в историю. В соавторстве с многочисленными придворными гуманистами, он
написал две автобиографические книги – «Многоблагодарный» и «Мудрый король».
Естественно,
что на этом он не остановился. Максимилиан представлял ( и ощущал) себя ни
много ни мало, но настоящим римским императором в античном духе и желал
устраивать триумфальные шествия, ездить в трумфальных колесницах и строить
триумфальные арки. Достаточных средств на осуществление подобных идей у него не
было, но зато на него работал великий Альбрехт Дюрер. Дюрер стал придворным
художником Макссимилиана в 1512 годy. В
этом же году он начал работу над уникальным проектом – одной из грандиозных
затей Максимилиана I.
Альбрехт
Дюрер в соавторстве с архитектором Йoргом Кёлдерером, историком Иоганном
Стабием, художником Альбрехтом Альтдорфером и другими нарисовал для
Максимилиана самую великолепную и
грандиозную одновременно, триумфальную арку на свете. Точнее - отпечатал ее со
192 отдельных досок. Получилась гравюра длиной в три и высотой в три с
половиной метра. В 1515 году Tриумфальная арка Максимилиана была закончена.
Естественно, что никто никогда не собирался строить эту арку, этот
архитектурный проект предназначался только для бумаги. Арку украшали
изображения «предков» Максимилиана (включая Юлия Цезаря, Александра
Македонского и Геракла), сцены из его семейной жизни, исторические картины,
символы всевозможных добродетелей, египетские иероглифы и тексты, подробно
разъясняющие, что же именно здесь изображено.
Дальше –
больше. За Триумфальной аркой
последовало Триумфальное шествие Максимилиана. Еще более грандиозный проект : состоящая
из ста тридцати с лишним блоков графика длиной в 54 метра.
По некоторым данным, изначально планировалось включить в него 210 гравюр.
По некоторым данным, изначально планировалось включить в него 210 гравюр.
Для
воплощения замысла императора были приглашены лучшие художники и граверы того
времени. Художники начали свою работу над проектом в 1512 г. Основную часть
рисунков выполнил Ганс Бургкмайр Старший (Hans Burgkmair, 1473 –1531) – 67
листов, Альбрехту Альтдорферу (Albrecht Altdorfer, 1480 – 1538) принадлежат 32
листа, Гансу Шпрингинкли (Hans Springinklee, 1490/1495 – 1540) – 22 листа, Леонгарду
Беку (Leonhard Beck, 1480 – 1542) – 7 листов, Вольфу Хуберу (Wolf Huber, 1485 –
1553) – 5 листов, Гансу-Леонгарду Шойфеляйну (Hans Leonhard Schäufelein, 1480/1485
– 1538/1540) – 2 листа, Альбрехту Дюреру – 2 листа. Гравюры по рисункам
выполнила между 1516 и 1519 гг. большая команда резчиков Йоста де Негкера (Jost
de Negker). Йост де Негкер являлся выдающимся мастером, обладавшим большим
талантом гравёра. В его исполнении художественная ценность рисунков только
возрастала.
Еще 26
января 1513 года император говорил, что было бы неплохо поручить Дюреру
изготовить гравюру, изображающую триумфальное шествие, которое дополнило бы
«Триумфальную арку». Потом они этот замысел еще несколько раз обсуждали. Новая
гравюра должна изображать шествие, в котором участвуют представители
императорского дома, как ныне здравствующие, так и усопшие. Открывает его на
богато украшенной колеснице сам Максимилиан со своей первой супругой Марией
Бургундской. Рядом – сын Филипп, прозванный в народе Красивым, и его жена Хуана,
получившая прозвище Безумной. Здесь же и дочь Максимилиана Маргарита. Сюжет,
естественно, аллегорический. На гравюре следует поместить фигуры
Справедливости, Благодетели, Мудрости, словом, все, чем, по мнению императора,
ознаменовалось его правление. Надписей делать не следует – Максимилиан выразил
желание сам сочинить их.
В общем, да,
вышла невообразимая по своим масштабам процессия, в которой принимают участие
музыканты, рыцари, ладскнехты, германские князья со своими гербами, индийцы из
Калькутты верхом на слонах, индейцы из Америки, кто-то верхом на этом самом грифоне,
люди с портретами предков Максимилиана, люди с изображениями его побед,
аллегорические фигуры муз и добродетелей, экзотические животные и повара с
кастрюлями и горшками….и так далее…
Все-таки,
самодурство и тяга к самолюбованию многих политических деятелей прошлого –
оправдана. Не будь Максимилиан Первый таким, не было бы этого грандиозного
произведения искусства.
Вот
несколько фрагментов этого феерического действа ( и красоты как проекта
живописного) на бумаге , которые я выбрал :
Почти полным
комплектом «Триумфального шествия императора Максимилиана I» 1526 г. издания обладает
Музей Виктории и Альберта (Лондон, Англия). Он содержит 131 лист. Полным комплектом
издания 1796 г. владеет «Альбертина». Приблизительно 110 гравюр есть в Музее
изобразительных искусств Сан-Франциско, США. 86 пробных оттисков гравюр по
рисункам Бургкмайра и Альтдорфера превосходного качества, которые относятся к
первой части «Триумфального шествия», хранятся в Музее герцога Антона Ульриха
(Брауншвейг, Германия). Они отсканированы и выложены с высоким разрешением на
сайте музея.