Осман Остин Спейр (Austin Osman Spare, 1886–1956) – английский художник и оккультист. Спейр вошел в историю как человек
вне центральных, но исключительно пафосных оккультных движений прошлого
столетия. По этой причине, он мало известен, являясь при этом, крайне
неординарной личностью.
В подростковые годы многие считали Спейра
вундеркиндом. Еще молодым, Спейр ударился в магию и оккультизм, а талант
художника и стихотворца позволил отразить ему спонтанно возникающие
запредельные образы на холсте и бумаге. Имея резон называть себя основателем
нового направления в магии, он, тем не менее, не сумел распространить свое «учение»,
которое сохранилось только благодаря узкому кругу его приверженцев. Причиной
явилось отсутствие у него организаторского таланта, чтобы стать лидером, а
также неспособность изложить свои замысловатые рассуждения более
популярно.Труды Спейра никогда не были бестселлерами даже в кругу опытных
оккультистов. Причиной явился чрезмерно сложный, витиеватый стиль Спейра, с
большим количеством неологизмов и довольно необычного понимания самых обычных
слов.
Спейр отвергал христианство в пользу интереса к
западной эзотерике.
Например в своей "Книге Удовольствия"
он писал :
"Всё это
шарлатанство: эти религии, чье существование зависит от их провала, настолько
они полны страданий и смирения, и только лишь множат аргументы, настолько
полны, насколько и злы, настолько наполнены незначительным, настолько лишены
удовольствия в этой жизни или какой-либо еще, что я не могу их принять. Их
условие для удовольствия – смерть! Лучше человеку отказаться от всех них и
избрать свою собственную неуязвимую цель и это единственный способ его
избавления. С его помощью он может вкладывать своё удовольствие в то, во что он
изволит и находить в этом истинное удовлетворение".
Освел Блейкстон (Oswell Blakeston), поэт, критик, кинематографист и энтузиаст нового стиля, во вступлении к
каталогу Спейра для очередной сходки сюрреалистов, назвал Спейра «Сюрреалистом
в сюрреализме».
Существуют разные истории о Спейре. Например
такая :
Несмотря на бедность, Спэйр не испытывал
недостатка в дружбе, и те немногие, кто был принят в его маленький и строго
охраняемый круг, находили его очень приятным собеседником, – одним из них был
молодой художник и дизайнер Эдвард Кэррик (Edward Carrick), который периодически совершал экскурсии в Саутуарк, чтобы посетить
Спейра и посмотреть его картины. В этот раз, Кэррик как обычно нажал на звонок
№52, чтобы после нескольких минут задержки столкнуться с болезненно выглядящим
и растрепанным Спейром, который сказал: «Ах, это ты – я черт возьми, подыхаю
!», прежде чем рухнуть обратно на кровать, из которой он вытащил себя. Они
немного поболтали, и Спэйр пришел в себя. Посмотрев на беспорядок в маленькой
комнате, Кэррик предположил, что может помочь, прибрав немного, и Спэйр с
благодарностью принял эту помощь. Кэррик вскоре обнаружил, что среди этого
хаоса было разбросано несколько любопытно иллюстрированных карт, которые, как
он полагал, должны быть своего рода Таро.
«Что это?» – спросил он, поднося карточку к свету: «Поверни ее, чтобы я
мог разглядеть» – сказал Спейр, – «О,
эта карта вызывает грозы». Кэррик все еще размышлял над этим, когда несколько
минут спустя, раскат грома сотряс железные балконы Беккет-хауса, и дождь начал
биться о грязные окна.
В 1936 году Спейр умышленно отказался от шанса на мировую известность. Сотрудник посольства Германии, купив один из его автопортретов, отправил его Гитлеру. Фюрер был настолько впечатлен, вероятно, потому что глаза и усы были чем-то похожи на его собственные, что он пригласил Спейра поехать в Германию, чтобы нарисовать его. Спэйр отказался и послал фюреру копию своего портрета с посланием сверху :
«Only from negations can I wholesomely conceive you. For I know of no courage sufficient to stomach your aspirations and ultimates. If you are superman, let me be for ever animal.»
В 1936 году Спейр умышленно отказался от шанса на мировую известность. Сотрудник посольства Германии, купив один из его автопортретов, отправил его Гитлеру. Фюрер был настолько впечатлен, вероятно, потому что глаза и усы были чем-то похожи на его собственные, что он пригласил Спейра поехать в Германию, чтобы нарисовать его. Спэйр отказался и послал фюреру копию своего портрета с посланием сверху :
«Only from negations can I wholesomely conceive you. For I know of no courage sufficient to stomach your aspirations and ultimates. If you are superman, let me be for ever animal.»
В своих произведениях Осман Остин Спейр часто использовал чудовищные
или фантастические, волшебные и сексуальные образы. Его часто называют
«дедушкой Магии Хаоса» и создателем техники автоматического рисунка. Спейр
развивал технику полного принятия; чем больше степень принятия или «веры», тем
сильнее вдохновляющий поток. Он детально объяснил, что наши (так называемые)
законы – это всего лишь наши ограничения. Он приводил очень хорошие примеры для
иллюстрирования своих слов.
Сигилы – это древние символы, используемые в
магических ритуалах. Они обычно связаны с греко-римской и древней индуистской
эпохами. Спейр известен тем, что разработал свой собственный вариант этих
эмблем; его часто упоминают в связи с тем, что он «вернул» их в современные
магические ритуалы.
Спейр критически относился к оккультизму от Алистера Кроули с которым некоторое время
сотрудничал и которого совершенно справедливо считал «выпендрежником» – позже
он порвал отношения как с ним, так и с церемониальной магией (многие принципы
которой он раскритиковал в «Книге Наслаждения» а последователей называл «безработными
денди из борделей») ради поиска собственного духовного пути.
В 1905 году Спейр издал свой первый альбом
художественных работ на инфернальную тему под названием «Ад земной». Работа
продемонстрировала множество влияний, включая теософию, Библию, Омара Хайяма,
Данте и его собственные мистические идеи. Как указывал позднее сам Спейр,
большинство его рисунков исполнены методом автоматического письма.
Иллюстрации из Earth Inferno
В последующем, методику автоматического письма
Спейр применял и при создании своих философских работ. Он был убежден, что
некий таинственный разум водил его рукой, когда он писал картины или книги.
Спейр считал, что с помощью изобретенных им
магических символов он общается с подсознательным, а через него с инфернальным
миром.
Это порождает в его голове появление ярких и
сочных образов, которые он потом проецирует на бумагу. Свою запредельную
философию Спейр впервые как раз и описал в книге «Ад Земной» и особенно
подробно в своем основном магическом опусе – «Книга удовольствий». Это довольно
объемистый фолиант с подробными инструкциями вызова потусторонних сил с помощью
магических знаков-сигил, секса и так называемых «поз смерти»… Сам Спейр называл
это магическим культом Зос Киа (Zos Kia Cultus).
Зос, по Спейру, – это внутренняя область
человека, тогда как Киа – это проекция личного Я, как Бога, на внешний мир.
Техника Зос Киа заключается в том, чтобы сфера Киа расширялась наружу как можно
больше, что по замыслам самого Спейра должно вызывать состояние вселенского
экстаза, а сами границы Я и остального мира подвергались разрушению. Наиболее
полное изложение магии Зос Киа было опубликовано в его книге «Волшебная книга
Зос», изданной уже после Второй мировой войны…
Иллюстрации из
«Книги Сатиров» (A Book Of Satyrs)
Как и Уильям Блейк, с которым Спейр разделяет
многочисленные сходства (обнищавшая жизнь, фактическое игноририрование
современниками), оценка работ Спэйра и его значимость и популярность в среде
оккультистов не сильно, но все же увеличивались с течением времени. И где поэт
и оккультист Уильям Батлер Йейтс на рубеже 20-го века помог, наконец, донести
работы Блейка до более широкой аудитории (по крайней мере, интеллектуалов и
богемы), так и художники и оккультисты, такие как Кеннет Грант и Алан Мур на
рубеже 21-го, сделали то же самое для Спейра. Среди прочего, в работах Спейра
они нашли очень привлекательную систему художественного «колдовства», которая и
стала известна как «магия сигил». Алан Мур называл Спейра одним из лучших английских
художников 20-го века и «возможно, величайшим английским оккультистом
двадцатого века».
Спейр был преданным любителем животных и считал,
что люди метафизически сохраняют атавистические воспоминания от своих предков –
животных ; он также был преданным и страстным членом Королевского общества по
предотвращению жестокого обращения с животными. Согласно философии Спейра,
метафизический компонент каждого человека содержит скрытые воспоминания о его
предыдущих животных формах, и эти воспоминания могут быть использованы как
древний источник магии. Несмотря на то, что он не согласовал ни одну из своих
философий с дарвинизмом, Спейр восхищался Дарвином и часто упоминал его как
значительную фигуру оказавшую на него формирующее влияние. Однако, вместо того,
чтобы проповедовать исключительно научно обоснованный подход к эволюции, Спейр
решил создать его духовный эквивалент ... человек, сосредоточенный на
происхождении от животных через душу и память, а не на прослеживаемых процессах
биологической эволюции. По этим причинам он верил в тесное единство между
людьми и другими видами в мире животных; это было визуально отражено в его
искусстве.
Спейр всегда ставил животных на первое место,
даже когда он жил в крайней нищете; он часто тратил те небольшие деньги, которые
он имел, подкармливая бездомных кошек и собак в своем районе. Якобы он называл
своих многочисленных кошек тиграми, и не в шутку, но считая их проявлениями или
аватарами великих зверей.
В мае 1904 года Спейр провел свою первую
публичную художественную выставку в фойе Публичной библиотеки Ньюингтона на
Уолворт-роуд. Здесь его картины иллюстрировали многие из тем, которые будут
продолжать вдохновлять его на протяжении всей его жизни, в том числе его
мистические взгляды. Затем отец Спейра тайно представил два его рисунка в
Королевскую академию, один из которых, дизайн для экслибриса, был принят на
престижную летнюю выставку того года. Журналисты британской прессы проявили
особый интерес к его работам, подчеркнув тот факт, что в семнадцать лет он был
самым молодым художником на выставке, а некоторые ошибочно утверждали, что он
был самым молодым художником, когда-либо выставлявшимся на выставке. Согласно
средствам массовой информации, Г.Ф. Уоттс якобы заявил, что «Молодой Спейр уже
сделал достаточно, чтобы оправдать свою славу», в то время как Август Джон
цитировал замечание о том, что его мастерство было «непревзойденным», а Джон
Сингер Сарджент считал что Спейр был «гением». Получив значительный уровень
внимания прессы, журналисты прибыли в дом семьи Спейр в Кеннингтоне, чтобы
взять у него интервью, что привело к появлению ряда статей, в которых его
хвалили как вундеркинда.
Спейр создал свою собственную технику рисования
под названием сидериализм. В 1964 году в Гринвичской галерее состоялась
выставка работ Спейра, сопровождаемая эссе из каталога поп-художником Марио
Амайей, который полагал, что произведения Спейра, изображающие знаменитостей,
созданные в конце 1930-х и 1940-х годах, представляли «первые образцы
поп-арта». Считается, что автоматические рисунки Спейра представляют из себя
абстрактный экспрессионизм, задолго до того, как прозвучало имя Джексона
Поллака.
Еще будучи молодым, Осман Спейр создал свою персональную колоду Таро, которая была обнаружена в 2013 году в архивах лондонского музея The Magic Circle Museum.
Деньги для Спейра ничего не значили. С его исключительной одаренностью как художника, он мог легко получать четырехзначные гонорары за обычные портреты, но он решил жить тихо и скромно, редко выходя на улицу, рисуя то, что он хотел рисовать, и продавая свои работы по три-четыре гинеи каждая. Возможно, потому что он жил, по сути, «отшельником», он и был плодовитым и таким многогранным. Коллекция его живописи и рисунков еще может стать культовой. И скорее всего станет. К гадалке не ходи...
Деньги для Спейра ничего не значили. С его исключительной одаренностью как художника, он мог легко получать четырехзначные гонорары за обычные портреты, но он решил жить тихо и скромно, редко выходя на улицу, рисуя то, что он хотел рисовать, и продавая свои работы по три-четыре гинеи каждая. Возможно, потому что он жил, по сути, «отшельником», он и был плодовитым и таким многогранным. Коллекция его живописи и рисунков еще может стать культовой. И скорее всего станет. К гадалке не ходи...
Другие художественные работы Спейра :
Примеры старших арканов Таро Спейра : Дурак, Фокусник, Колесница, Башня, Луна