Закон Осетра (или откровение Осетра) – это изречение, гласящее, что "девяносто процентов всего – это мусор". Изречение было придумано Теодором Старджоном (Theodore Sturgeon), американским автором научной фантастики и критиком. Изречение было вдохновлено таким наблюдением Старджона: хотя научная фантастика часто подвергается критике за ее низкое качество, большинство примеров работ в других областях можно в равной степени рассматривать как низкокачественные, и научная фантастика, таким образом, ничем не отличается в этом отношении от любого другого вида искусств.
Подобное изречение появляется в "Свете, который не удался" Редьярда Киплинга, опубликованном в 1890 году: Четыре пятых работы всех, должно быть, плохие. Но остатки того стоят труда ради них самих».
Первое письменное упоминание этой пословицы есть в сентябрьском выпуске журнала Venture за 1957 год:
В этом и есть смысл откровения Осетра. Ему пришло в голову, что [научная фантастика] действительно на девяносто процентов дерьмовая, но также – Эврика! – девяносто процентов всего – дерьмо. Все эти вещи – машины, книги, жрачка, прически, люди и их «ежедневная болтовня» – для опытного и проницательного взгляда являются бессмысленными, за исключением приемлемой десятины, которая нравится каждому из нас.
Это изречение снова появляется в мартовском выпуске журнала Venture за 1958 год , где Старджон писал:
Именно в этом ключе я
повторяю «Откровение Старджона», которое было извлечено из меня после двадцати
лет утомительной защиты научной фантастики от нападений людей, которые
использовали худшие образцы этой области для боеприпасов и чей вывод заключался
в том, что девяносто процентов научной фантастики это круто. Откровение:
Девяносто процентов всего – мусор. Следствие 1: существование огромного количества мусора в научной фантастике признается, и это прискорбно; но это не более неестественно, чем существование где-либо подобного мусора. Следствие 2: лучшая научная фантастика ничем не уступает лучшей художественной литературе в любой области.
В 2013 году философ Дэниел Деннетт (Daniel Dennett) отстаивал закон Старджона как один из семи инструментов критического мышления. «90% всего – дерьмо. Это правда, говорите ли вы о физике, химии, эволюционной психологии, социологии, медицине – вы называете это – рок-музыкой, кантри-вестерном. 90% всего – дерьмо».
Теодор Старджон (1918-1985) – американский писатель-фантаст. Опубликовал первый рассказ в 1938 году, в газете «McClure’s Syndicate», с которой часто сотрудничал впоследствии. Первый рассказ в жанре фантастики «Бог в саду» («A God in a Garden») был напечатан в октябре 1939 года в журнале «Unknown». В первые годы Старджон писал в основном рассказы для журналов научной фантастики. Расцвет его творчества пришелся на 1940−50-е годы. В пятидесятые годы Старджон был одним из самых популярных американских писателей-фантастов, и оказал влияние на формирование таких знаменитых авторов, как Рэй Бредбери и Курт Воннегут. Проза Старджона отличается особой поэтичностью, тщательно выверенным ритмом письма, создающим в читателе определённое элегическое настроение.
Теодор Старджон — автор 12 романов, более 200 рассказов, а также различных сценариев и телевизионных программ. В 1966 − 1967 годах он написал несколько сценариев для сериала «Звездный путь». Одно из наиболее знаменитых его произведений — повесть «Больше чем люди», составленная из трех отдельных новелл и опубликованная в 1953 году. Основная тема повести — выход на новый уровень развития человечества через единение людей, наделенных паранормальными способностями. Найдя друг друга, герои создают единый организм «нового типа» (так называемый гештальт-человек). Путь к подлинному единению проходит не только через понимание собственной знаковости, не только через отрицание или, напротив, ассимиляцию общественных условностей, а в первую очередь через осознание этической основы существования человечества.