На первый
взгляд может показаться, что тень представляет собой второстепенную проблему, поскольку
ее обычно рассматривают как фигуру, которая относится к личному
бессознательному, то есть к верхнему слою тех глубоких бессознательных
процессов, которые в аналитической психологии составляют особую область
исследований. Однако цель данной статьи заключается в том, чтобы установить,
что проблема тени является центральной для современной психологии, и связанные
с ней предметы исследования относятся к числу самых глубоких вопросов, на
которые стремится дать ответ аналитическая психология.
Мы не будем
повторять здесь то, что было сказано Юнгом в различных работах по поводу тени.
В мифологии
фигуры враждебно настроенных по отношению друг к другу братьев (например,
Озирис и Сет, Бальдур и Локи, Иаков и Исав), а также такие антагонисты, как
Зигфрид и Хаген, Фауст и Мефистофель, доктор Джекил и мистер Хайд, и фигуры
двойников в сказках и поэзии являются проекциями взаимозависимости
противоположностей которая соединяет эго с тенью. Одно уже существование этих
фигур в мифологии свидетельствует о том, что предмет нашего рассмотрения
составляет общечеловеческую проблему, которая выходит за пределы чисто личных
проблем индивида.
Вначале
фигура тени воспринимается во внешнем мире в виде чужака или врага, но в
процессе ее дальнейшей реализации в сознании она интроецируется и распознается
как элемент личности самого индивида. Тем не менее после ассимиляции личностной
тени на психику оказывает сильное воздействие архетипическая тень (в виде
сатаны или врага рода человеческого). В процессе развития, ориентированного на
сознание, эта архетипическая фигура тени имеет особое значение для человека,
выполняя роль его антагониста. Это открытие, то есть то, что психологическую
основу феномена тени необходимо искать в развитии человека, ориентированного на
достижение сознания, было сформулировано Юнгом следующим образом.
<Расширение
пределов светлой области сознания неизбежно приводит к тому, что менее светлая
и менее пригодная к осознанию часть психического настолько погружается в
темноту, что в психической системе рано или поздно происходит расщепление. На
начальном этапе это расщепление не распознается и поэтому проецируется (то есть
проявляется в форме религиозной проекции) в виде раскола между силами света и
тьмы.
В более или
менее ясном виде это <расщепление> проходит через психику современного
человека. Оно происходит тогда, когда процессы дифференциации, направленные на
развитие сознания, ставят под угрозу возможности общения с темной стороной
бессознательного. Эта психология козла отпущения не только оказывает пагубное влияние
на жизнь коллектива (когда приводит к возникновению войны и истреблению групп,
представлявших интересы меньшинства), но и подвергает серьезной опасности жизнь
индивида. Она подвергает индивида опасности, когда он успешно освобождается от
своей темной стороны.
Но не
меньшей опасности она подвергает его, когда он терпит неудачу и оказывается во
власти <сил тьмы>.
Примерами
состояния, в котором индивид подвергается опасности или порабощению темной
стихией, вторгающейся с <другой стороны>, из - за границы раскола,
являются психические расстройства, с которыми современной глубинной психологии
так часто приходится иметь дело. Разумеется, обусловленность таких расстройств
бессознательным означает, что <темная сторона> требует признания своих
прав. Отсюда следует, что психические заболевания современного человека в
основном проистекают из состояния его внутренней расколотости, и поэтому форма
поведения, при которой индивид делает вид, будто силы тьмы не имеют отношения к
его психике, отнюдь не дает решения проблемы.
Человек
должен осознать, что он имеет тень, которая составляет темную сторону его
личности; он вынужден осознать свою <низшую функцию> хотя бы по той
причине, что она так часто порабощает его что приводит к вторжению темной
стороны в светлый мир его сознательной психики и этических ценностей.
Страдание, которое несет в себе восприятие индивидом заложенного в его природе
зла - неизмеримая проблема <первородного греха> - угрожает индивиду
уничтожением в хаосе чувств тревоги и вины.
Новое,
решающее развитие начинается только тогда, когда проблема тени достигает этого
критического момента. Это развитие позволило аналитической психологии Юнга
стать носителем нового сознания гуманности для современного человека.
Фрейд
относился к сексуальности пессимистически, рассматривая ее с редуктивной
позиции как силу темной стороны бессознательного, которую необходимо
<сублимировать>. По его мнению, ассимиляция бессознательного в лучшем
случае привела к <цивилизации с ее неудобствами>. Юнг занимает прямо
противоположную позицию.
Несмотря на
замечательное понимание опасностей, которые таит в себе глубокий слой
человеческой психики, он верит в творческие возможности человеческой природы,
ибо с точки зрения аналитической психологии, именно в руках темной и неясной
фигуры тени находится ключ к позитивному развитию, которое, быть может, поведет
индивида по пути, ведущему к новой целостности в современном человеке и
устранит гибельное <расщепление> в человечестве.
Тень -
состоит из всего, что не вписывается в законы и постановления сознательной
жизни. Она предполагает „неповиновение"; и поэтому должна быть отвергнута
не только по моральным соображениям, но и исходя из целесообразности... Но эта
интеграция (низшей функции) может состояться и быть использована в благих целях
только тогда, когда связанные с тенью тенденции получат признание и возможность
реализации, сдерживаемой с помощью необходимой критики. Это приводит не только
к неповиновению и недовольству собой, но и к уверенности в своих силах, без
которой невозможно представить себе индивидуацию. Чтобы этические нормы стали
значимыми, необходимо, к сожалению, обладать способностью “стремиться к иному”.
В то же время термин “неповиновение” не
следует понимать как неповиновение обществу, поскольку этот термин имеет
первичный, экзистенциальный смысл и является одним из основных структурных
элементов, составляющих общечеловеческую ситуацию.
Признание
правомерности существования теневой стороны человека не только обеспечивает
исцеление и оказание помощи, но и включает в себя элемент прошения и
оправдания. Человек учится терпимо относиться к самому себе. Кроме того, он
должен научиться жить со своим грехом, хотя это вовсе не означает, что он должен
жить “в” грехе. Таким образом мы приходим к сути морально-психологической
проблемы, которую ставит осознание тени для человеческого развития. Эту
проблему, по словам Юнга, “нельзя включить в интеллектуальную деятельность, ибо
она предполагает страдание и страсть, которые приводят к формированию целостной
личности”.
“Но мы
старательно уходим от исследования следующего вопроса: не заключает ли в себе
сама власть зла какой-либо особый божий промысел, который для нас крайне важно
знать. Примерно к таким мыслям невольно приходишь, когда, подобно
психотерапевту, имеешь дело с людьми, которые встретились со своей черной
тенью. Во всяком случае, врач не может позволить себе сделать легкомысленный
жест и, указав с чувством морального превосходства на скрижали закона, сказать:
„ты не должен";. Он должен объективно исследовать все явления и взвешивать
возможности, ибо, исходя в большей мере из инстинкта и опыта, чем из
образования и религиозной подготовки, он знает, что существует нечто очень
похожее на felix culpa (счастливый проступок). Он знает, что человек может
упустить не только свое счастье, но и свой решающий проступок, без которого он
никогда не достигнет целостности”.
Тень стоит
на пороге сознания, за которым лежит путь в нижнюю сферу трансформации и возрождения.
Поэтому то, что вначале эго воспринимает
как дьявола, превращается в психопомпа, проводника души, который ведет ее по
пути, направленному в нижний мир бессознательного, где находится ад и мир
Матерей. Здесь прототипом может служить союз Фауста с Мефистофелем.
Современный
человек сбился с пути; но путь к его спасению уходит вниз, к воссоединению с
бессознательным, с инстинктивным миром природы и с прародителями, посланцем
которых является Тень. Этот посланец приносит “добрые вести” о сокровищах, скрытых
в глубинах, и о целебной траве, которая растет в темноте. Он обладает тайной
властью и способен исцелить незаживающую рану современного человека.
К числу интуитивных открытий относится понимание
того, что, вопреки всем ожиданиям, Люцифер, носитель света, избирает тень в
качестве средства обнаружения своего существования.
Вначале
современный человек воспринимает силы “зла” как темные силы, лишенные всякого
смысла и угрожающие существованию мира человеческого сознания и культуры. При
этом, однако, он не сознает, что источник этих сил находится в нем самом. И
только тогда, когда болезнь и безвыходное положение заставляют его примириться
со своей природой, у него появляется возможность постепенно осознать темную
власть тени как свидетельство существования творческих возможностей, заложенных
в его собственной психике.
Так уж
распорядилась судьба, что путь современного человека вначале уходит “в
глубины”, а не “в выси”: как ни странно, но проводником, который встречается
современному человеку в начале его пути, оказывается не светоносный ангел, а
мрачная теневая фигура его собственного зла.
*
Э. Нойманн.
Глубинная психология и новая этика. Человек мистический. СПб., 1999.