Пространство - время авангардного искусства всегда
отличалось масшта- бом и измерением. Первое значительно превышало реальное, а
второе как бы возвышалось и текло параллельно. Авангардные идеи в архитектуре -
идеи фантастичные, назывались иногда «бумажной архитектурой», т.е. неосуществленной. Восторженное приветствие перемен, революционного порыва, преодоление
конфликта, кризиса не укладывались в существующую систему мер, ценностей,
пространство. Однако время шло - и архитектурная фантастика становилась
реальностью.
***
Вдохновленный революцией
Этьен-Луи Булле для воплощения величественных идей революции
при- менял запредельные масштабы, монументальные формы, строгие ритмические построения.
Бесчисленные ряды колонн, сплетения арочных сводов, кессоны впечатляли
грандиозностью. Булле творил в эпоху французского классицизма второй половины
XVIII века. Он был учеником Франсуа Блонделя и Жермена Боффана, Жака-Лорана
Леже. В 1762 году он был избран в королевскую акаде- мию архитектуры, получил
титул архитектора короля. Учениками Булле были Франсуа Шальгрэн, Александр
Браньяр, Жан-Николя-Луи Дюран. Булле был теоретиком классицизма. Его главный
труд «Архитектура, очерк об искусстве» был издан почти два столетия спустя (в
1953 году). Здесь опубликованы его проекты периода 1778-1785 годов -
грандиозные общественные здания, кото- рые он называл «архитектурными телами» :
Из-за любви Булле к грандиозным проектам его часто
характеризовали как мегаломаньяка и визионера одновременно. Его излюбленный
прием противопоставления (смещение противоположных элементов проекта) и
использование света и тени были в высшей степени новационными и продолжают
оказывать влияние на архитекторов вплоть до сегодняшнего дня. Булле был открыт
заново в XX веке; среди архитекторов, на которых он оказал влияние, — Альдо
Росси.
Вдохновленный римской древностью
Итальянский художник-график, археолог и архитектор Джованни
Батиста Пиранези (1720-1778) основы искусств постигал в Венеции, где в сере-
дине XVIII века весьма популярны были художники-ведутисты. В магистрате Венеции
Пиранези получил знания и об основах архитектуры. Семья Пиранези отличалась
приверженностью к архитектуре и искусству классики. Отец был каменотесом, дядя
- архитектором, старший брат Анджелло знал латынь и классическую литературу. В
возрасте двадцати лет, в 1740 году, Пиранези в составе посольской деле- гации дожа
приезжает в Рим в качестве графика-рисовальщика. Проходит обучение искусству
гравюры на металле в мастерской Джузеппе Вази, иссле- дует памятники античной
архитектуры. Свою первую серию гравюр под названием «Первая часть набросков и
пер- спектив, придуманных и награвированных Джованни Батиста Пиранези, вене-
цианским архитектором» опубликовал в Риме в 1743 году.
Здесь раскрылся особый взгляд художника на сложные
архитектурные пространства и композицию и их монументальную выразительность. Много и ВЫСОКО.Графика Пиранези получила высокую оценку в отзывах критиков,
на вы- ставках в лучших мировых музеях. Его ставят в ряд с такими великими
графи- ками, как Дюрер, Рембрандт, Гойя. Творчество Пиранези оказало влияние на
сюрреалистов ХХ века.
Немного театральности...
Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751–1831), мастер
театрально-декоративной живописи, архитектуры, садово-паркового искусства, в
1792 году приезжает в Санкт-Петербург. Обучение изящным искусствам прошел в
Милане и Венеции, учился у известного архитектора и гравера Джорджа Лиранези. В
1822- -1823 годах Гонзаго работает в Павловске, расписывает галерею, фрески на
фасадах дворца, выполняет эскиз плафона Большого зала. Художник достиг
высочайшего мастерства в создании иллюзорных живописных эффектов. Росписи
стирали грань между архитектурой и живописью. По словам современников, собаки
пытались вбежать, а птицы влететь в пространство гонзаговских фресок.
В 1884 году рекорды высоты ставили — и это хорошо видно на замечательной литографии Джорджа Крама — совсем другие архитектурные объекты.
В 1895 году художник Грант Хамилтон (Grant E. Hamilton) сатирически изобразил «архитектуру будущего», высмеяв современные ему тенденции в строительстве. Самое поразительное, что шуточный прогноз Хамилтона, похоже, сбылся. Посмотрите в окно — повсюду эти эклектичные башенки (картинка кликабельна) :
Фантастика нового столетия.
В 1895 году художник Грант Хамилтон (Grant E. Hamilton) сатирически изобразил «архитектуру будущего», высмеяв современные ему тенденции в строительстве. Самое поразительное, что шуточный прогноз Хамилтона, похоже, сбылся. Посмотрите в окно — повсюду эти эклектичные башенки (картинка кликабельна) :
Фантастика нового столетия.
Всплеск фантастики в искусстве в первые десятилетия ХХ века
обозначил духовный и эмоциональный прорыв, преодоление вселенского военного и
революционного кризиса. Во всеобъемлющем порыве скорее отстроить, восстановить,
двинутся дальше, вперед, первыми блеснули те виды искусства, которые ярче отражали
пафос индустриализации. В таких условиях начало формироваться творчество яркого
представителя архитектурной фантастики - Якова Чернихова. В конце 1920 - начале
1930-х годов Чернихов издает книги архитектурных фантазий: «Основы современной
архитектуры» (1929–1930), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1930),
«Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933). Графические работы, полные
экспрессии, романтики, революционного пафоса, принесли автору всемирную
известность . В 1933 году работы Чернихова были представлены на выставке «2222
архитектурные фантазии». В 1930-1940-е годы он выполняет циклы работ под названием
«Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли».
Первыми свои варианты архитектуры будущего предлагали
писатели-фантасты, иллюстрации фантазий которых дошли до нас, к сожалению, в
очень малых объемах. Но, тем не менее, сохранились-таки отдельные рисунки,
способные дать представление о том, каким виделось будущее в начале XX века.
Такой стиль зовется нынче ретро-футуризм.
«Нью-Йорк в 2032 году», фрагмент обложки журнала «Наука и
техника», 1931 год
Француз Альберт Робида был Писателем-фантастом и гениальным
художником. Его творческие прозрения поражают и сегодня. Родился он на юге
Франции в 1848 году, 14 мая. Рисовать начал с младых лет. Позже рисовал
карикатуры, делал иллюстрации в разных журналах. Был великим путешественником,
побывал во всех уголках своей страны, ездил за границу. В 1883 году в Париже вышла его книга «Двадцатое
столетие», спустя несколько лет появилась «Электрическая жизнь». В этих
книгах" он заглянул в будущее и сделал поразительные предвидения, описав
«технические чудеса» грядущего века. Робида напророчил чуму нашего века — СПИД,
и можно сказать, что он предсказал чернобыльскую катастрофу. Его рисунки,
которые ему подсказывало его провидческое воображение художника, также
демонстрировали достижения техники предстоящего века, которые воплотились в
жизнь в нашем столетии. Это были громадные воздушные корабли, изображения
метрополитена, телефоноскопа, фонографа, орудий химической артиллерии,
подводных броненосцев и торпед.
Своим гениальным умом писателя и художника-провидца, данным
ему от Бога, он прозрел создание строительных материалов, из которых будут
сооружаться жилища горожан будущего. Он предсказал, что дома будут возводиться
из искусственного гранита и стекла с использованием «огнеупорных пластмасс и
трубчатого алюминия».
Жак Фреско, используя передовые достижения науки и техники,
стремится постоить город будущего таким, каким его видят многие, но немногие,
мечтая, хотя бы пытаюся претворить утопию в жизнь. Сколько разговоров было и
будет о "Солнечном городе", в котором все в гармонии, но всегда на
одного мечтателя наудется толпа скептиков, которые возводят Солнечный город в
ранг метафизики и опускают идеи до уровня сказок.
Артур Скижали-Вейс : «Архитектурные
фантазии — это особый экспериментальный, медитативный, интуитивный,
метафизический мир архитектуры, недоступный для традиционного реального
проектирования-строительства. В нем можно выразить любые самые смелые и
невероятные творческие идеи. Эти картины не отдельные бессистемные
эмоциональные всплески профессионального подсознания, а начало работы в новом
большом направлении архитектурного творчества, который я назвал —
«Архитектурной фантастикой» по аналогии с литературой».
Архитектурным фантазированием Артур Скижали-Вейс начал
заниматься около 20 лет назад, имея опыт проектировщика и реализованные
проекты в Москве. К началу 2000-х годов он полностью сосредоточился на
архитектурном фантазировании, видя в этом неисчерпаемый потенциал для своего
творчества. «Архитектурная фантастика» стала его новой и главной философией.
Еще один футурист - Артур Радебо. В
Чикагском Институте Искусствоведения он впервые начал экспериментировать с аэрографом
и совершенствовал мастерство, рисуя для коробочек с конфетами. Его работа
заинтересовала одного предпринимателя, и он предложил юному художнику взять его
агентом. Вероятно, оба были удивлены, когда тот продал один из рисунков
футуристического автомобиля в стремительно развивающийся журнал «MoToR
Magazine» за 450 долларов. Это было в 1935 году. Здания в стиле ар-деко и изгибающиеся мосты стали визитной
карточкой художника. Несмотря на фантастические темы, он всегда интересовался
новостями науки, и это находило отражение в его работах.
Советский «железобетон».
Фотограф Фредерик Шобэн в своей книге «Грандиозные советские
сооружения» показал всей Европе около 100 зданий с территории бывшего СССР.
Большинство этих построек можно сравнить с объектами из каких-нибудь научно
фантастических фильмов. Недавно и издание Business Insider опубликовало подборку «самых
асбурдных» построек советского времени.
Вот некоторые из них:
Пансионат «Дружба», Ялта, Украина
Совместный проект специалистов из СССР и Чехословацкой Социалистической Республики. Здание сняли в фильме «Обитель зла: Возмездие» (2012 год), в качестве бывшей советской военной базы на Камчатке.
Отель Forum в Кракове, Польша
Здание было построено в 1975 году архитектором Георгием Чахава, по иронии судьбы занимавшем в то время пост министра автомобильных дорог Грузии, т. е. фактически автор проекта был одновременно и его заказчиком. Между корпусами — наклонный парк с бассейном и водопадом-каскадом. Сейчас бывшее министерство принадлежит Банку Грузии.
Архитектор — Евгений Стамо, 1973 год. Спустя шесть лет был построен брат-близнец этого дома. Во дворах этих зданий — зеленая зона с детской площадкой.
В 1980 году вместе с гостиницей «Олимпия» на ее первом этаже было открыто варьете. Проект здания был разработан архитекторами Тойво Калласом и Рейном Керстеном. Фото "тогда" и сейчас...
Здание радиостанции в Братиславе, Словакия.
Скульптура
«Родина-мать зовёт!» —
композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом
кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира,
высочайшая статуя России и Европы (без постамента — самая высокая статуя в
мире на момент постройки в течение 22 лет).
Дом советов, Калининград, Россия
Здание начали строить еще в 1970 году и завершили относительно недавно. Оно расположено на месте бывшего замка Кёнигсберга и долгое время это был самый известный долгострой запада России. Проект Льва Мисожникова и Галины Кучер местные жители прозвали закопанным роботом.
Дворец Парламента — знаменитый архитектурный памятник в столице Румынии Бухаресте, построенный во времена Социалистической Республики Румынии. Дворец считается крупнейшим в мире гражданским административным зданием, крупнейшим зданием парламента (площадью 350 000 м² и объёмом 2 550 000 м³), а также самым тяжёлым административным зданием в мире.
***
Пророческие способности фантастов не раз оказывались
подтверждены практикой, но давайте обратимся к прогнозам профильных специалистов
и существующим проектам.
В первую очередь, специалисты прогнозируют переход к использованию унифицированных стройматериалов, стройматериалов-конструкторов, типа Lego. Вовсю будет применятся стекло с переменной прозрачностью. Существенно расширится «умность» различных домашних систем и функциональность интерьера в целом, архитекторы будут стремиться к оптимизации жилых пространств.
Внешней архитектуре будет уделяться меньше внимания в плане вычурности, и больше в контексте ее оптимизации и гибридизации — создания гармоничного природного экстерьера. Грядет бурное развитие ландшафтного дизайна, зеленых насаждений, интегрированных в городские условия садов и ферм. Специалисты ожидают постепенной интеграции общественного транспорта в архитектурные планы будущего, постепенный отказ от личного в пользу общественного транспорта в силу повышения его комфортности и эффективности, активное развитие различных видов «струнного» общественного транспорта.
В целом, архитекторы в будущем будут обращать больше внимания на функциональность и гармоничность внешнего вида. Но рост стоимости рабочей силы, энергии и ресурсов вынудит будущие поколения больше реконструировать и меньше сносить, так что существующие архитектурные шедевры сохранятся и, возможно, видоизменятся. Но скорее всего найдутся и такие архитекторы, кто в вечном проявлении протеста будет возводить нефункциональные и вычурные постройки.
Так что архитектурное многообразие никуда не исчезнет.
В первую очередь, специалисты прогнозируют переход к использованию унифицированных стройматериалов, стройматериалов-конструкторов, типа Lego. Вовсю будет применятся стекло с переменной прозрачностью. Существенно расширится «умность» различных домашних систем и функциональность интерьера в целом, архитекторы будут стремиться к оптимизации жилых пространств.
Внешней архитектуре будет уделяться меньше внимания в плане вычурности, и больше в контексте ее оптимизации и гибридизации — создания гармоничного природного экстерьера. Грядет бурное развитие ландшафтного дизайна, зеленых насаждений, интегрированных в городские условия садов и ферм. Специалисты ожидают постепенной интеграции общественного транспорта в архитектурные планы будущего, постепенный отказ от личного в пользу общественного транспорта в силу повышения его комфортности и эффективности, активное развитие различных видов «струнного» общественного транспорта.
В целом, архитекторы в будущем будут обращать больше внимания на функциональность и гармоничность внешнего вида. Но рост стоимости рабочей силы, энергии и ресурсов вынудит будущие поколения больше реконструировать и меньше сносить, так что существующие архитектурные шедевры сохранятся и, возможно, видоизменятся. Но скорее всего найдутся и такие архитекторы, кто в вечном проявлении протеста будет возводить нефункциональные и вычурные постройки.
Так что архитектурное многообразие никуда не исчезнет.
Среди современных архитектурных проектов, немало таких, что
выглядят по-фантастически. Архитектура домов будущего проступает в уже
реализованных проектах. Один из самых интересных среди них — небоскреб
Бурдж-Халифа в Дубае, самое высокое здание в мире — 828 метров. Да и сам город,
выросший в пустыне за последние 20 лет — тоже вызывает удивление и восхищение.
Главный
противник Бурдж-Халифа по приманиванию туристов-адриналинщиков являются башни
Абрадж аль-Бейт, находящиеся в городе Мекке (Саудовская Аравия). Это
самое большое сооружение в мире, но не самое высокое. Высота здания составляет
601 метр. Комплекс состоит из 7 башен: отель «Королевская часовая башня»,
Хаджар, Замзам, Макам, Кибла, Сафа, Марва. Башни Абрадж аль-Бейт
находятся в очень выгодном положении, потому что через дорогу вход в мечеть
аль-Харам, где находится главная святыня ислама. Небоскреб был построен
для обеспечения жилой площадью постоянных жителе города Мекке и многочисленных
туристов, которые размещены на 121 этажах.
Всемирный торговый центр 1, который построен на месте крушения башен-близнецов, сегодня является самым высоким зданием в США. Высота небоскреба составляет 541 метр. Сегодня это здание отведено под офисы, но на будущее запланировано строительство небоскреба для жилых помещений. Если есть желание посмотреть на Нью-Йорк с высоты, то следует посетить один из ресторанов, которые находятся на верхних этажах, где можно насладиться прекрасной кухней и необыкновенным видом из окон.
Небоскреб Тайбэй 101 выстроен в столице Тайваня, Тайбэе и
является одним из тех домов, на которые трудно не обратить внимание. Он один из самых высоких небоскрёбов в мире . Тайбэй
101 стал первым небоскребом, построенным в зоне землетрясений и сильных ветров.
Это требует смелого проектировочного новаторства. Каждая из этих двух видов
опасностей предполагает особое и, в некотором смысле, противоречивое
конструкционное решение. Так, в сейсмических областях здания должны обладать
упругостью и гибкостью для поглощения энергии колебаний, а для противостояния
сильным ветрам им нужна жесткость. Для уравновешивания этих противоположных
свойств проектировщики компаний «Торнтон-Томазетти инжинирс» и «Эвергрин
консалтинг инжиниринг» использовали в конструкции небоскреба Тайбэй 101 массу
различных технических новшеств – от внешнего каркаса для защиты от
землетрясений до гигантского висящего шара, именуемого демпфером, который не
позволяет зданию слишком сильно раскачиваться под ураганными ветрами.
Башни-близнецы Петронас — визитная карточка
малазийской столицы, да и вообще, гордость любого местного жителя. Большинство
туристов, прибывших в Куала-Лумпур, первым же делом устремляются сюда, чтобы
сделать эффектные фотографии на фоне Петронас, а затем подняться наверх и
увидеть город с высоты 86-го этажа.
В Сингапуре реализован чудесный проект супердеревьев.
Это 50-ти метровые гиганты, которые со временем полностью покроются живой
зеленью — отличный пример вертикальных садов будущего.
Бельгийский архитектор Винсент Каллебаут недавно открыл
новое направление фэнтези в архитектуре - экологическое. Винсент Каллебаут
родился в 1977 году, в 23 года с отличием окончил институт имени Виктора Орты в
Брюсселе, блестяще защитив дипломный проект «Парижский метамузей искусств и
цивилизаций». Концепт-проект «Благоухающие джунгли» - ком- плекс колоссальных
сооружений на берегу моря, призванных снизить плотность расселения на
побережье, приблизить людей к чистым слоям атмосферы (искусственные мелкие
города). Его города, плавающие в океане, парящие в небесах, подобны живым
существам. «Океанические просторы будущего» и «Дома-амфибии» очевидно бионичны,
но не лишены готической остроты.
Архитектурные проекты, предполагающие органичное
сосуществование с природными системами, можно дополнить проектом экологического
острова-города Grand Cancun, разработал который Ричард Морета Кастильо. Это
автономная независимая конструкция, многофункциональная платформа, удобства
которой соответствуют уровню комфорта элитных курортов, а энергия будет
черпаться из возобновляемых источников. Проект планируют реализовать к 2020-му
году.
Фантастика кинофильма «Звездные войны» вдохновила известного
де- конструктивиста Рема Коолхаса на создание проекта глобального города в
Дубае. Гигантский объект высотой в 44 этажа планируется разместить на
искусственном острове в комплексе существующего острова-пальмы. Глобальный
город выполнен в виде сферы, напоминающей космическую станцию «Мертвая звезда».
В городе будет “расческа” из улиц, 7 х 7, по которым смогут
не только передвигаться машины (или машины из будущего), но и ходить обычные
пешеходы, от одного потрясающего здания к другому. Сама по себе сфера станет
домом для различных общественных организаций, которые разместятся в маленьких
сферах внутри большой, которые соединят друг с другом эскалаторы, заключенные в
длинные трубы.В глобальном городе может поселиться полтора миллиона человек.