Ярлыки

18+ 2 Стенберг 2 А. Ступин Абраксас Аксели Галлен-Каллела Александр Петросян Александр Тышлер Алексей Юпатов астролоХия Атласы и карты Боги и приближенные Борис Михайлов Василий Кандинский Василий Шульженко Вася Ложкин Виктор Пивоваров Владимир Дудкин Владимир Любаров Владимир Татлин Владимир Яковлев Володимир Лобода Гелий Коржев Гермес/Меркурий Дизайн & ART Дмитрий Бальтерманц Дмитрий Краснопевцев Дьявол Евгений Бутенко Живопись Здоровье Иван Крамской Игральные карты История Кадр! Казимир Малевич Карл Юнг Кино Кузьма Петров-Водкин Лазарь Лисицкий Лаокоон Лёня Пурыгин Луна Люди Маньеризм Междуречье/Вавилон Меламид и Комар Микалоюс Чюрлёнис Мифология Михаил Клочков Михаил Шемякин моей камерой На бумаге Наука / около науки / Tech Не наука. Критика Никита Поздняков Николай Вечтомов Николай Калмаков Павел Филонов Парис Пётр Дик Религии ретро/старина Роман Минин Селена / Диана / Артемис Серапис символы Собаки & Co Солнечная система Солянка социум СПИД СССР-РФ Стихии Таро Тень ТРИВА фашизм Физиогномика Философия Церера / Деметра Цугухару Фудзита ШЗ Элевсинские мистерии Эрик Булатов Этника Afarin Sajedi Agostino Arrivabene Al Johanson Alberto Giacometti Albrecht Durer Alex Gross Alfred Kubin Ami Vitale Anders Krisár Andre Kertesz Andre Masson Andreas Feininger Andreas Gursky Andrew Wyeth Andy Kehoe Andy Lee Annie Leibovitz Anthony Freda Anton Corbijn ART - неформат Arthur Tress Austin Osman Spare Basil Ivan Rakoczi Beautiful Earth Bernard Buffet Bill Brandt Björk Bolesław Biegas Brassaï Burial Burton Pritzker Canaletto Cars Caspar David Friedrich Charles Le Brun Daniel Martin Diaz Daniel Richter David Alan Harvey David Hockney David Salle David Sims Davide Bonazzi Death Diego Rivera Diego Velazquez Diego Velázquez Dolk Lundgren Dorothea Lange Edvard Munch Edward Hopper Egon Schiele Elihu Vedder Elliott Erwitt Ernst Haas Ernst Stöhr Erwin Olaf Ethan Murrow Eyvind Earle Federico Babina Ferdinand Hodler Ferenc Pinter Fernand Leger Francesc Català-Roca Francesco Clemente Francis Bacon Francis Picabia Francisco Goya Franco Gentilini François Rabelais František Kupka Franz Mark Franz von Stuck Fred Martin Frédéric Benrath Freeman John Dyson Frida Kahlo Fun Geoffroy De Boismenu Georges Braque Georges Seurat Gil Elvgren Gilbert & George Giorgio de Chirico Giorgio Morandi Giotto di Bondone Giuseppe Maria Mitelli Gustave Dore Gustave Moreau Hans Baluschek Hans Burgkmair the Elder Hans Christian Andersen Hans Giger Heckel Jürgen Helmut Newton Hendrick Goltzius Henri de Toulouse Lautrec Henrik Knudsen Henry Darger Herb Ritts Herluf Bidstrup Hilma af Klint Hokusai Humor Irving Amen Irving Penn Jacek Yerka Jack Kerouac Jacques Henri Lartigue Jake Baddeley Jan Saudek Jan Vermeer Jared Lim Jean Fautrier Jean-François Millet Jean-Michel Basquiat Jeff Wall Jheronimus Bosch Jimm Carrey Joan Miro Joe Tilson Joel-Peter Witkin Johann Heinrich Füssli Joseba Eskubi Juan Gris Juan Martinez Bengoechea Juha Arvid Helminen Jules Dupré Julius Diez Kalle Gustafsson Kathe Kollwitz Keith Haring Ken Currie Kurt Schwitters Leah Saulnier Lee Miller Leonardo Da Vinchi Leonora Carrington Lewis Wickes Hine Loui Jover Lucas Zimmermann Lucian Michael Freud Lucien Lévy-Dhurmer Lucio Fontana Luigi Bussolati Lyonel Feininger Man Ray Marcel Duchamp Mark Rothko Masahisa Fukase Massive Attack Matthew Barney Matthew Rolston Maurits Cornelis Escher Max Ernst Mikael Jansson Mitch Dobrowner Music Neo Rauch New York Nick Knight Nick Veasey Nicolas de Staël No respect OBEY Occult Oscar Dominguez Oscar Howe Otto Dix Outmane Amahou Pat Perry Paul Cadmus Paul Cézanne Paul Delvaux Paul Laffoley Peter Keetman Pierre Soulages Pieter Bruegel de Oude Pilar Zeta Powell Survey Radu Belcin Ralph Gibson Randy Mora Ray K. Metzker Remedios Varo Renato Guttuso René Magritte Ricardo Cavolo Richard Estes Richard Prince right life Robert Del Naja Robert Longo Roberto Matta Roy Lichtenstein Ryan Hewett Sam Abell Santa Muerte Saul Bass Sebastião Salgado Sergio Toppi Sigmar Polke Simon Larbalestier Simone Martini Sophisticated Stanley Kubrick Stanley Milgram Stars Steve Mills Storm Thorgerson style The look Theodor Kittelsen Timothy Leary Tom Deininger Toni Schneiders TOP's Travel Travis Collinson Universe Vaughan Oliver Vincent van Gogh Wayne Thiebaud Werner Schnelle Wilhelm Sasnal Willi Sitte William Barry Roberts William Blake William Conger William Eggleston Wolfgang Paalen X-files Yayoi Kusama Zaha Hadid Zichy Mihaly ψ

Психологичный Фюссли


Назвать Иоганна Генриха Фюссли (Johann Heinrich Füssli или Фюзели, 1741 – 1825) действительно талантливым художников скорее всего нельзя. Очень многие  его работы можно назвать вычурными, потому что художник так старался поразить публику, что для его картин нередки чрезмерно театрализованные движения, позы изображаемых фигур, а также допускаемая им небрежность в композиции, отсутствие как такового пространства ; многие его работы детализировано перегружены. Это факт. Однако...в случае Фюссли срабатывает правило, когда содержание значительно важнее формы. Этим и подкупает.

Забавно, но Фюссли затронул тему сновидений, кошмаров и эротических снов еще до научных изысканий Фрейда. Этой тематикой пропитаны многие его работы.
Фюссли также был увлечен  живописью эпохи Возрождения и античные мотивы присутствовали во многих в его работах. Большое влияние на него оказал готический роман, но в основном он черпал вдохновение и сюжеты из произведений У. Шекспира и Дж. Мильтона.

Фюссли родился в Швейцарии, учился в Берлине, однако большую часть своей жизни провел в Англии.  В то время  Британия открыла для себя мистический и загадочный Восток и в моду вошло увлечение сверхъестественным, загадочным и потусторонним, что также отразилось в творчестве художника. 
Конечно же, это романтизм, но у Фюссли он часто сочетается с гротеском на грани карикатуры, дьявольщины и внешнего реализма бытовых деталей, наделенных мистическим подтекстом. С иронией и чувством юмора у Фюссли также все было в порядке.


«Художник в очках, изображающий глупца», 1757-1759



Фюссли воспитывался в интеллектуальной и художественной среде и первоначально изучал теологию (!). Человеком он был разносторонним и образованным, имел острый ум, обладал богатой эрудицией. Вкупе со всем перечисленным, его философские измышления отчасти привели его к пониманию подсознательного, того слоя, о котором уже позднее рассуждали Фрейд и Юнг. Мимо внимания Фюссли не прошли и темы проникновения в глубины сексуальности, очень меткие (кистью !) замечания и размышления на тему сновидений и прочие психологические, по сути своей, изыскания, существенно опередившие и предвосхитившие фундаментальный научный (или псевдонаучный) анализ данных областей.  Он является отражением своего времени, когда повальное увлечение «мистическим» и оккультным крепко пустило корни в западной Европе, а психоанализ еще не был изобретен.

То есть Фюссли, –  это как раз тот случай, когда технические и прочие огрехи в творчестве художника не играют особой роли и фокусироваться на них не имеет никакого смысла, его просто хочется «читать» -- а это дорогого стоит. «Так себе художник», но гениальный философ – рассказчик.
Также важно отметить, что в 1799 Фюссли начал преподавать в Академии. Его лекции были опубликованы и имели большое значение для формирования последующих поколений английских живописцев. Он был прекрасным педагогом. Среди его учеников — У. Этти, Э. Лендсир, Тернер, Констебл, Уилки. Художник имел также определенное влияние на Уильяма Блейка (!).
Уильям Блейк был знаком с ним, и однажды написал : «Один лишь человек, которого я знаю, / С которым я при встрече не зеваю. / Фюссли это, он еврей и турок в одночасье, / А это братьям-христианам не приносит счастья».


Портрет Генриха Фюссли кисти Джеймса Норкота


Известно высказывание о Фюссли писателя Хораса Уолполла, автора готических романов. Он написал о художнике следующее: «Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, совершенно безумен».
Один из друзей Фюссли, Томас Коутс, правда, написал о нем: «Он не любил некоторых людей и при их появлении убегал в угол комнаты. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Фюссли так хорошо знал все произведения Шекспира, что мог воспроизвести по случаю любое нужное место. Но его талант имел такого же рода искажения, как и его ум, и отражается во многих его картинах».

Лично для меня он однозначно находится в категории «must see». Это походит на аттракцион с очень глубоким психологическим подтекстом.

Самая знаменитая работа Фюссли называется «Ночной кошмар» (1781). Ее репродукция висела в приемной самого Фрейда ! Дедушка Фрейд явно понимал ход мыслей художника…



Всего в этой серии было написано четыре картины. В этих работах мы видим инкуба, восседающего на спящей женщине. Инкуб – это демон, который является женщине ночью, во время сна, и совращает ее (аналог для мужчин – суккуб). Эти «сексуальные» демоны, в которых люди в средние века действительно верили, фактически являются символом, соединяющим в себе подавленное желание и страх перед этим желанием: подавленное сексуальное влечение прорывается к нам во сне в качестве кошмара.


Версия 1790 - 1791



Фюссли уважал и обожал мифологию (античную и германо-скандинавскую), отсюда, множество работ на эту тематику :


«Сон и Смерть, несущие тело Сарпедона»,1803



«Афродита ведет Париса к Менелаю», 1766-1770


«Тор сражается с Ёрмунгандом», 1788


И, конечно же его любимый Шекспир :


«Титания, обнимающая Осла», 1793—1794, (по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»)



Иллюстрация к пьесе Шекспира «Буря»


«Кинжалы для Леди Макбет», 1812


Руке Фюссли принадлежит и большое количество сугубо порнографических рисунков. Жена художника уничтожила около сотни подобных творений из-за их пошлого содержания



И еще атмосферного, по теме :

«За Грехом следует Смерть», 1794-96



«Тишина», 1799 – 1801


«Сон Белинды», 1790


«Сон пастуха», 1793


«Брунгильда рассматривает Гюнтера, которого она пленила», 1807


«Визит ночной ведьмы», 1796


«Безумная Кейт», 1806


«Величие античных фрагментов», 1778-79