Существует
такой термин – «психография». Это такой феномен автоматического письма, когда
писатель, художник или композитор создает свои произведения в состоянии трансовом
(?) и якобы под «диктовку» потусторонних сущностей. Именно это происходило с
известной шведской художницей Хильмой аф Клинт. По крайней мере, так утверждала
она сама. Что это, – правда, фантазии или более серьезные проблемы уже ментального
уровня….
Но : Клинт
«взрослела» во времена, когда повальное увлечение различным «околооккультным» было распространено повсеместно (западная
Европа, США) – прям как раковая опухоль… . Это была волна помешательства. Не
обошло ее стороной и «учение» мадам Блаватской и зажигательные речи Штайнера.
Женщина «попала». Естественно, что «на волне» она была увлечена и спиритизмом.
Однако…
Всем
известны имена Кандинского, Мондриана и Малевича – именно им как правило,
приписывают роль быть главными художниками, которые подняли на знамена
абстракцию в живописи. Их безупречные работы были радикальными и свежими,
беспрецедентными и революционными. Так и есть. Любим и уважаем. Однако, именно Клинт (!) была пионером абстракции в
живописи. Да. Хильма Аф Клинт создала свою первую абстрактную живопись в своей
мастерской в Стокгольме в 1906 году, за пять лет до того, как нечто подобным
разродился Василий Кандинский.
Судя по работам, не обошло ее стороной и влияние родоначальника психоанализа Фрейда. Короче говоря, женщиной она была прогрессивной (видимо), шла, как говорится, в ногу со временем, а в контексте искусства, даже несколько обгоняла.
Судя по работам, не обошло ее стороной и влияние родоначальника психоанализа Фрейда. Короче говоря, женщиной она была прогрессивной (видимо), шла, как говорится, в ногу со временем, а в контексте искусства, даже несколько обгоняла.
Интересный
факт : Один из самых успешных теософских текстов был опубликован в 1904-1905 годах.
Он был написан именно Рудольфом Штайнером, который встречался и с Кандинским и с
Клинт независимо друг от друга. В 1908 году он написал статью «Как познать
высшие миры». Видимо Клинт и Кандинский написали ответ через искусство.
Еще ранее, в
1905 году Клинт призналась, что она слышала голос, который ей сообщил
следующее: «Ты провозгласишь новую философию жизни, и ты сама должны стать
частью нового царства. Твои труды принесут свои плоды». В период с ноября 1906
по март 1907 она нарисовала серию абстракций, малоформатных картин под
названием «Первозданный Хаос».
Ее «особые» отношения
с духовным миром продолжались вплоть до ее смерти в 1944 году. Клинт разработала
целый набор символического инструментария для цветов и форм. Например, желтый цвет означал
мужское, а синий - женское, а зеленый – идеальную гармонию между ними. Спирали
рассматриваются как основа для эволюции а диски представляют единство.
Незадолго до
своей смерти Клинт попросила своего племянника, вице-адмирала Королевского
морского флота Швеции Эрика аф Клинта, хранить ее
работы в секрете еще 20 лет. То есть, ее работы оставались неизвестными более 40 лет, пока некоторые из них в итоге не были выставлены в Музее искусств Лос-Анджелеса.
Это как раз тот случай, когда биографию персонажа изучать ну никак не хочется (что, как и для чего ), а "картинки" - просто забавляют...В любом случае, импонируют работы (как фантазии) этой женщины.