1
Снаружи в дверь тихо стукнуло: раз. Пауза. И опять - чуть громче
и костистее: два.
Сутулин, не подымаясь с кровати, протянул привычным движением ногу
навстречу стуку и, вдев носок в дверную ручку, дернул. Дверь наотмашь
открылась. На пороге, головой о притолоку, стоял длинный, серый, под цвет
сумеркам, всочившимся в окно, человек.
Сутулин не успел опустить ног с кровати, как посетитель вшагнул
внутрь, тихо втиснул дверь в раму и, ткнувшись портфелем, торчавшим из-под
обезьяне-длинной руки, сначала об одну стенку, потом о другую, сказал:
- Вот именно: спичечная коробка.
- Что?
- Говорю, комната ваша: спичечная коробка. Сколько здесь?
- Восемь с десятыми.
- Вот-вот. Разрешите?
И Сутулин не успел рта раскрыть, как посетитель, присев на край
кровати, спешно отстегнул свой туго набитый портфель. И продолжал, понизив
голос почти до шепота:
- Имею дело. Видите ли: я, то есть мы производим, как бы
сказать,- ну, опыты, что ли. Пока негласно. Не скрою: в деле заинтересована
видная иностранная фирма. Вы хотите выключатель? Нет, не стоит: я только на
минуту. Так вот: открыто,- пока это тайна,- средство для ращения комнат. Вот,
не угодно ли.
И рука незнакомца, выдернувшись из портфеля, протягивала
Сутулину узкий темный тюбик, напоминающий обыкновенные тюбики с красками, с
плотно навинченной пломбированной головкой. Сутулин растерянно повертел
скользкий тюбик в пальцах и, хотя в комнате было почти темно, различил на его
этикетке четко оттиснувшееся слово: Квадратурин. Когда он поднял глаза, они
наткнулись на неподвижный немигающий взгляд собеседника.
- Итак, берете? Цена? Помилуйте, gratis. Только для рекламы.
Разве вот,- и гость стал быстро перелистывать вынутую из того же портфеля
конторского типа книжечку,- простая подпись в книге благодарностей (краткое
изъявление, так сказать). Карандаш? Вот и карандаш. Где? Тут: графа III. В
порядке.
И, захлопнув подпись, гость распрямился, круто повернул спину,
шагнул к двери,- а через минуту Сутулин, щелкнув выключателем, рассматривал с
недоуменно поднятыми бровями четко выпяченные буквы: Квадратурин.
После более внимательного обследования оказалось, что цинковый
пакетик этот плотно обтянут снаружи, как это часто делается изготовителями
патентованных средств, тонкой прозрачной бумагой, концы которой искусно вклеены
друг в друга. Сутулин, сняв бумажный чехол Квадратурина, развернул свороченный
трубочкой текст, проступавший сквозь прозрачный глянец бумаги, и начал читать:
"СПОСОБ УПОТРЕБЛЕНИЯ. Разведя квадратуриновую эссенцию в пропорции чайная
ложка на стакан воды, смочив получившимся раствором кусок ваты или просто
чистую тряпочку, смазывают ею внутренние стены комнаты, предназначенные к
разращиванию. Состав не оставляет никаких пятен, не портит обои и даже
способствует попутно - выведению клопов".
До сих пор Сутулин только недоумевал. Сейчас недоумение стало
обрастать каким-то другим, тревожным и острым чувством. Он встал и попробовал
зашагать из угла в угол, но углы жилклетки были слишком близко друг к другу:
прогулка сводилась почти к одним поворотам, с носков на каблуки и обратно. И
Сутулин, круто оборвав, сел и закрыл глаза, отдался мыслям, которые начинались:
а что?., а если?., а вдруг?.. Слева в расстоянии аршина от уха кто-то вбивал в
стену железный костыль, молоток, то и дело срываясь, бухал, казалось, метя
Сутулину по голове. Стиснув виски руками, он раскрыл глаза: черный тюбик лежал
посреди узкого столика, умудрившегося как-то втиснуться меж кроватью,
подоконником, стеной. Сутулин сорвал пломбу, и головка тюбика, винтообразно
кружась, отскочила. Из открывшейся круглой щелочки потянуло горьковато-пряным
запахом. Запах приятно растягивал ноздри.
- Ну-ну. Попробуем. Хотя.
И, сняв пиджак, обладатель Квадратурина приступил к
эксперименту. Табурет был пододвинут к дверям, кровать выставлена на середину
комнаты. На кровать взгроможден стол. Толкая вдоль половиц блюдце, в котором
стеклилась прозрачная, с чуть желтоватым отливом жидкость, Сутулин полз вслед
за блюдцем, систематически макал носовой платок, накрученный на карандаш, в
Квадратурин и мазал им вдоль досок и обойного узора. Комнатка действительно,
как сказал тот, сегодняшний, в спичечную коробку. Но Сутулин работал медленно и
аккуратно, стараясь не оставлять непромазанным ни одного уголка. Это было
довольно трудно, так как жидкость действительно мгновенно испарялась или
впитывалась (он ничего не разбирал), не оставляя даже самого легкого налета, и
только запах ее, все более острый и пряный, кружил голову, спутывал пальцы и
заставлял чуть дрожать прижатые к полу колени. Когда с половицами и низом стен
было покончено, Сутулин, поднявшись на странно ослабевающих и тяжелых ногах,
продолжал работать стоя. Изредка приходилось подбавлять эссенции. Тюбик
понемногу пустел. За окном была уже ночь. На кухне, справа, загремел болт.
Квартира готовилась ко сну. Стараясь не шуметь, экспериментатор с остатками
эссенции в руках взобрался на кровать, с кровати на шатающийся стол: оставалось
выквадратуринить потолок. Но тут застучали кулаком в стену:
- Чего вы там. Люди спят, а он...
Обернувшись на звук, Сутулин сделал неловкое движение: склизский
тюбик выпрыгнул из рук и упал вниз. Сутулин, осторожно балансируя, спустился с
обсохшей кистью на пол, но было уже поздно. Тюбик был пуст, и вокруг него
одуряюще благоухало быстро иссыхающее пятно. Хватаясь от усталости за стену
(слева снова недовольно заворошились), он, напрягая последние усилия, расставил
вещи по их местам и не раздеваясь бухнулся в кровать. Черный сон тотчас же упал
на него сверху: и тюбик и человек стали пусты.
2
Два голоса начали шепотом. Затем по ступеням звучности - с piano
на mf, с mf на f:ff - прорвало сон Сутулину.
- Безобразие. Мне чтоб этих жильцов из-под юбки... Крик
разводить?!
- Не на помойку...
- Знать не знаю. Сказано вам: ни собак, ни котов, ни котов, ни
детей...- и после этого последовало такое fff, что с Сутулина окончательно
сшибло сон и он, все еще не раскрывая сшитых усталостью век, потянулся
привычным движением - к краю стола, на котором стояли часы. Тут-то и началось:
рука долго тянулась, щупая воздух: ни часов, ни стола не было. Сутулин тотчас
же раскрыл глаза. Через миг он сидел на кровати, растерянно оглядывая комнату.
Стол, обычно стоявший тут, у изголовья, отодвинулся на середину какой-то
полузнакомой, просторной, но нескладной комнаты.
Все вещи были те же: и коврик, затертый и куцый, выползший вслед
за столом куда-то вперед, и фотографии, и табурет, и желтые узоры на обоях, но
все это было расставлено непривычно широко внутри растянувшегося комнатного
куба.
"Квадратурин,- подумал Сутулин,- вот это сила".
И тотчас же стал приспособлять мебель к новому пространству. Но
ничего не получалось: коротенький коврик, пододвинутый назад, к ножкам кровати,
обнажал истертые, голые половицы; стол и табурет, притиснувшиеся по привычке к
изголовью, освобождали пустой, пропаутиненный угол с выставившейся наружу
всякого рода рванью, прежде искусно маскированной тесными углами и тенью стола.
Когда Сутулин с торжествующей, но чуть испуганной улыбкой обходил, тщательно
всматриваясь во всякую мелочь, свою новую, чуть не в квадрат возведенную
квадратуру,- он с неудовольствием заметил, что комната разрослась не совсем
равномерно: наружный угол, затупившись, гнал стенку куда-то вкось; у внутренних
углов Квадратурин работал, очевидно, слабее; как ни тщательно проделал Сутулин
смазку, опыт давал несколько неравные результаты. Квартира понемногу
просыпалась. Мимо дверей шмыгали люди. Хлопала дверь умывальной. Сутулин
подошел к порогу и повернул ключ направо. Затем, сунув руки за спину,
попробовал зашагать из угла в угол: вышло. Сутулин радостно засмеялся. Ну вот,
наконец. Но тотчас же подумал: шаги могут услышать - там за стенами - справа,
слева, сзади. Постояв с минуту без движенья, он быстро нагнулся,- в виске вдруг
заныла вчерашняя острая тонкая боль,- и, сняв штиблеты, отдался удовольствию
прогулки, беззвучно шагая в одних носках.
- Можно?
Голос хозяйки. Он было подошел к двери и взялся за ключ, но
тотчас же вспомнил: нельзя.
- Одеваюсь. Погодите. Сейчас выйду.
"Все хорошо, но осложняет. Скажем, буду запирать и ключ с
собой. Ну а замочная скважина? А после вот окно: надо занавесить. Сегодня
же". Боль в виске утоньшилась и стала тягучей. Сутулин поспешно собирал
бумаги. Пора на службу. Оделся. Вдвинул боль в картуз. Послушал у двери: будто
и никого. Быстро открыл. Быстро вышел. Быстро защелкнул ключом. Так.
В прихожей терпеливо дожидалась хозяйка.
- Я хотела с вами об этой, как ее. Представьте, подала заявление
в домком, что у нее...
- Слышал. Дальше.
- Вам ничего. От восьми квадратных метров не оторвешь. Но вы
войдите в мое...
- Спешу, - качнулся картузом, и по ступенькам.
3
Возвращаясь со службы, Сутулин остановился у витрины мебельщика:
длинная выгибь дивана, раздвижной круглый стол... хорошо бы - но как их внесешь
мимо глаз и расспросов? Догадаются, не смогут не догадаться...
Пришлось ограничиться покупкой метра канареечно-желтой ткани
(все же занавеска). В столовую он не заходил: аппетит исчез. Нужно скорей к
себе там все это легче: не спеша обдумать, оглядеться и приладить. Вдвинув ключ
в дверь своей комнаты, Сутулин посмотрел по сторонам,- нет ли подгляда: нет.
Вшагнул. Дал огонь и долго стоял, распластав руки по стене, с сумбурно бьющимся
сердцем: этого он не предвидел - никак.
Квадратурин продолжал делать свое дело. За восемь-девять часов,
пока хозяин был вне, он успел раздвинуть стены на добрую сажень; вытянутые
невидимыми тяжами половицы зазвенели от первого же шага, как органные трубы.
Вся комната, растянутая и уродливо развороченная, начинала пугать и мучить. Не
раздеваясь, Сутулин присел на табурет и оглядывал свой просторный и вместе с
тем давящий сверху гробовидный жильевой короб, стараясь понять причину
нежданного эффекта. Тут он вспомнил,- ведь потолок остался несмазанным:
эссенции не хватило. Жилкороб расползался только вбок и вдоль, ни на дюйм не
подымаясь кверху.
"Остановись. Надо остановить эту квадратуринью штуку. Или
я..." Он зажал ладонями виски и слушал, как едкая боль, еще с утра
забравшаяся под череп, продолжала вращать сверло. Хотя окна в доме напротив
были черны, Сутулин закрылся от них желтым платом занавесок. Голова все не
унималась. Он тихо разделся, защелкнул свет и лег. Сначала был короткий сон,
потом разбудило чувство какой-то неловкости. Подоткнув плотнее одеяло, Сутулин
заснул опять, и снова то же неприятное ощущение безопорности впуталось в сон.
Он поднялся на ладони и свободной рукой провел вокруг себя: стены не было.
Чиркнула спичка. Ну да: он дунул на огонек и охватил руками колени, так что
локти чуть хрустнули. "Растет, проклятая, растет". Стиснув зубы,
Сутулин сполз с кровати и, стараясь не шуметь, осторожно придвинул сначала
передние, потом задние ножки кровати вслед уползающей стене. Слегка знобило. Не
зажигая больше света, он пошел искать в углу на гвозде пальто, чтобы укрыться
теплее. Но на стене крюка на вчерашнем месте не было, и несколько секунд нужно
было шарить по стене, пока руки не наткнулись на мех. После этого дважды в
ночь, длинную и тягучую, как боль в виске, Сутулин прижимался головой и
коленями к стене, засыпая, и, проснувшись, снова возился у ножек кровати.
Проделывая это механически беззлобно и мертво, он, хотя вокруг еще было темно,
старался не раскрывать глаз: так лучше.
4
Когда к следующим сумеркам, отслужив свой день, Сутулин подходил
к порогу своей комнаты, он не торопил шагов и, войдя, не испытал ни изумления,
ни ужаса. Когда зажглась, где-то там, далеко под низким длинным сводом, тусклая
шестнадцатисвечная лампочка, желтым лучам которой трудно было и дотянуться до
черных, врозь расползшихся углов огромной и мертвой, но пустой казармы, которая
еще недавно, до Квадратурина, была такой тесной, но такой своей, обжитой и
теплой крохотушей, - он покорно пошел навстречу желтому, умаленному
перспективой квадрату окна, пробуя сосчитать шаги. Оттуда с жалко и трусливо
затиснувшейся в приоконный угол кровати он смотрел тупо и устало сквозь глубоко
всверлившуюся боль на качание теней, приникнувших к половицам, на низкую и
гладкую навись потолка. "Вот вытеснится этакое из тюбика, расквадратится:
квадрат в квадрат, квадрат квадратов в квадрат. Надо думать в обгон: если его
не передумаешь, перерастет оно и..." И вдруг в дверь гулко ударили
кулаком:
- Гражданин Сутулин, вы дома? И оттуда же издалека приглушенный
и еле слышный голос хозяйки:
- Дома. Спит, верно.
Сутулина обдало потом: "А вдруг не успею дойти - и они
раньше..." И, стараясь беззвучно ступать (пусть думают, что спит), он
долго шел сквозь темноту к двери. Вот.
- Кто?
- Да откройте, что вы там заперлись. Комиссия по перемеру.
Перемерим и уйдем.
Сутулин стоял, припав ухом к двери. Там за тонкой доской
топотали тяжелые сапоги. Произносились какие-то цифры и номера комнат.
- Теперь сюда. Откройте.
Одной рукой Сутулин охватил головку штепселя, стараясь скрутить
его, как скручивают голову птице: штепсель брызнул светом, затем кракнул,
бессильно завертелся и обвис. В дверь снова ударили кулаком:
- Ну.
Тогда Сутулин повернул ключ влево. В раму двери вдвинулась
черная широкая фигура.
- Зажгите свет.
- Перегорела.
И, цепляясь левой рукой за дверную ручку, правой - за жгут
провода, он пытался заслонить расползшееся пространство. Черная масса отшагнула
назад.
- У кого там спички? Дай-ка коробок. Посмотрим все-таки. Для
порядку.
И вдруг запричитала хозяйка:
- Да что смотреть-то там? Восемь аршин по восьми раз смотреть.
Оттого что меряете, небось не прибавится. Человек тихий, после службы прилег
отдохнуть не дадут: мерить да перемеривать. Вот другие, которые и права-то на
площадь не имеют, а...
- Оно и впрямь,- пробурчала черная масса и, качнувшись с
сапожища на сапожище, осторожно и даже почти ласково втянула дверь в свет.
Сутулин остался один на подгибающихся, ватных ногах среди четырех-углой,
ежесекундно растущей и расползающейся тьмы.
5
Выждав, когда шаги угомонились, он быстро оделся и вышел на
улицу. Еще опять придут, по перемеру, недомеру или мало там кто. Лучше додумать
здесь - от перекрестка к перекрестку. К ночи поднялся ветер: он тряс голыми
иззябшими ветвями деревьев, раскачивал тени, гудел в проводах и бился о стены,
будто пробуя их свалить. Пряча изострившуюся боль в виске от ударов ветра,
Сутулин шел, то ныряя в тень, то окунаясь в светы фонарей. Вдруг что-то тихо и
нежно, сквозь грубые толчки ветра, коснулось локтя. Обернулся. Под бьющими о черные
края перьями знакомое, с задорно прищуренными глазами лицо. И еле слышимо
сквозь гудящий воздух:
- Да узнайте-ка же вы меня. Смотрит мимо. И поклонитесь. Вот
так.
Легкая фигура, запрокинутая ветром, стоя на цепких и острых
каблучках, вся выражала неподчинение и готовность к борьбе.
Сутулин наклонился козырьком картуза книзу:
- Но ведь вы должны были уехать. И здесь? Значит, помешало
что-то...
- Да - вот это.
И он почувствовал, как замшевый палец тронул ему грудь и тотчас
же назад, в муфту. Он отыскал под пляской черных перьев узкие зрачки, и
показалось, что еще взгляд, еще одно касание, удар по горячему виску, и то
отдумается, отвеется и отпадет. В то время она, близя лицо к лицу, сказала:
- Пойдем к вам. Как тогда. Помнишь?
И тотчас все оборвалось.
- Ко мне нельзя.
Она отыскала отдернувшуюся руку и цепко держалась за нее
замшевыми пальцами.
- У меня... нехорошо,- ронял он в сторону, снова отдернув и руки
и зрачки.
- Вы хотите сказать: тесно. Боже, какой смешной. Чем теснее...-
ветер оторвал конец фразе. Сутулин не отвечал.- Или, может быть, вы не...
Дойдя до поворота, он оглянулся: женщина продолжала стоять,
прижав муфту к груди, как щит; узкие плечи ее свело зябью; ветер цинично трепал
ей юбку и задирал полы пальто. "Завтра. Все завтра. А сейчас..." И,
частя шаги, Сутулин решительно повернул назад.
"Именно сейчас: пока все спят. Собрать вещи (самое
необходимое) и уйти. Бежать. Дверь настежь, пусть и они. Почему одному мне?
Пусть и они".
Действительно, квартира была сонной и темной. Пройдя по коридору
прямо и направо, Сутулин решительно открыл дверь и, как всегда, хотел повернуть
выключатель, находившийся у входа, но тот, бессильно завертевшись в пальцах,
напомнил, что ток прерван. Это было досадным препятствием. Делать нечего;
порывшись в карманах, Сутулин отыскал коробку спичек: она была почти пуста.
Значит, три-четыре вспышки - и все. Надо экономить и свет и время. Дойдя до
вешалки, он чиркнул первый раз: свет пополз желтыми радиусами сквозь черный
воздух. Сутулин нарочно, преодолевая искушение, сосредоточился на освещенном
клочке стены и свесившихся с крючьев пиджаках и френчах. Он знал, что там, за
спиной, расползшееся черными углами мертвое, оквадратуриненное пространство.
Знал и не оглядывался. В левой руке дотлевала спичка, правая сдергивала с
крючьев и швыряла на пол. Понадобилась еще вспышка; глядя в пол, он направился
в тот угол,- если он еще угол и если еще там, - куда, по его расчету, должна
была сползти кровать, но нечаянно огонек под дыханье,- и черная пустыня сомкнулась
вновь. Оставалась последняя спичка: он чиркнул ею раз и другой: огня не
получалось. Еще раз - и шуршащая головка ее, отвалившись, выскользнула из
пальцев. Тогда, повернувшись, боясь идти дальше вглубь, человек двинулся назад
к узлу, брошенному под крючьями. Но поворот был сделан, очевидно, неточно. Он
шел - шаг к шагу, шаг к шагу - с пальцами, протянутыми вперед, и не находил
ничего: ни узла, ни крючьев, ни даже стен. "Дойду же наконец. Должен же
дойти". Тело облипло холодом и потом. Ноги странно выгибались. Человек
присел на корточки, ладонями в доски пола: "Не надо было возвращаться. А
так - одному, как стоишь, начисто". И вдруг ударило: "Жду, тут, а она
растет, жду, а она..."
Жильцы квадратур, прилегавших к восьми квадратным гражданина
Сутулина, со сна и со страху не разбирались в тембре и интонации крика,
разбудившего их среди ночи и заставившего сбежаться к порогу сутулинской
клетки: кричать в пустыне заблудившемуся и погибающему и бесполезно и поздно:
но если все же - вопреки смыслам - он кричит, то, наверное, так.
С. Д. Кржижановский
1926