Многие исследователи называют родиной «Триумфов смерти» Италию и полагают,
что именно для этой страны они наиболее характерны. В XIV в. в
пизанском Кампосанто создается фреска «Триумф смерти»: Смерть представлена в виде старухи с крыльями летучей мыши
и косой в руках, она летит к группе молодых богачей, игнорируя мольбы нищих и
больных. Некоторые исследователи полагают, что такой образ восходит к античным
источникам: «Гораций писал о Смерти как о богине, парящей на темных крыльях; у
Прозерпины, богини подземного царства, были длинные белокурые волосы; коса,
атрибут бога земледелия Сатурна, означает в руках Смерти жатву, укорачивающую
человеческие жизни». Крылья летучей мыши также наводят на мысль о Эриниях из
древнегреческой мифологии.
Одни исследователи датируют фреску ок. 1350 и считают, что она является
реакцией на первую волну эпидемии чумы.Другие датируют ее ок. 1336–1341 и приписывают
авторство Буонамико Буффальмакко. Исследователи полагают, что Смерть выступает
здесь лишь в качестве посредника между двумя мирами. Если учесть, что авторами
программы являются доминиканцы, которые проповедовали отказ от богатств и т.
д., то можно предположить, что речь здесь идет о равенстве всех сословий перед
смертью, призыве к смирению, отказу от мирских благ. Смерть в виде старой
женщины представлена и в церкви Сан-Франческо в Ареццо. Только здесь она уже не
летит в воздухе, а скачет на коне.
Вооруженная косой и луком Смерть целится в молодых, знатных юношей, не
внемля мольбам несчастных, больных. В виде старухи-скелета на коне, с косой и
мечом она представлена и в монастыре Сакро-Спеко в Субьяко.
Необходимо отметить, что изображение смерти на коне может восходить к идее
четвертого всадника Апокалипсиса.
На фреске «Триумф смерти» в Палермо Смерть представлена уже в виде подобия
скелета, скачущего на коне с выступающими костями. Своими стрелами она поражает
и знатных, и епископов, и королей. Ж. Делюмо отмечает, что стрелы попадают
жертвам точно в области лимфатических узлов, что говорит о чуме, т. е. фреска
создана под влиянием этого страшного бедствия.
Композицию «Триумф смерти» из Клузоне, Ж. Делюмо также связывает с
эпидемией чумы, царившей в Ломбардии в это время. Смерть – скелет в мантии и
короне. Здесь также прослеживается идея равенства всех перед смертью. Ж. Делюмо примечает, что в данном Триумфе нет
никаких отсылок к спасению. Три скелета – всего лишь непобедимые убийцы.
Один из самых ярких Триумфов смерти принадлежит Питеру Брейгелю Старшему
(«Триумф смерти» ок. 1562, музей Прадо, Мадрид). Можно предположить, что на эту
работу повлияла тяжелая обстановка в Нидерландах – страна была под властью
Испании, что вызвало массу восстаний, недовольств, свирепствовала инквизиция и
т. д. Здесь впервые мы видим целую группу скелетов, которые олицетворяют Смерть.
В картине отсутствует вера в воскрешение и искупление грехов.
Различные «Триумфы смерти» выступают и в качестве иллюстраций к «Триумфам»
Петрарки. Здесь Смерть, зачастую, представлена в виде скелета с косой,
восседающего на колеснице, запряженной буйволами.
Несмотря на то, что многие работы амбивалентны, различны по значению и
целям, а иногда вызывают споры, можно сказать, что многие «Триумфы» вдохновлены
бедствиями (эпидемиями, религиозными войнами, восстаниями и т. д.), призывают к
memento mori, отказу от мирских благ, напоминают о равенстве всех перед смертью
и т. д. Смерть выступает в роли триумфатора, уничтожителя или лишь в качестве
посредника (она – переход из жизни земной к будущему спасению или осуждению).
В Новое время изображения Триумфа смерти гораздо реже появляются в
искусстве, но, в XX в. художники вновь начинают проявлять большой интерес к
данному сюжету.
Условно «Триумфы смерти» XX–XXI вв. можно объединить в несколько групп. К
первой относятся те «Триумфы», которые в качестве иконографии заимствуют
средневековую традицию – Смерть в виде скелета, восседающая на коне и
поражающая косой. На гравюре «Смерть и мать» из немецкого сатирического журнала
«Der Wahre Jacob» (номер 755, июнь 1915) на светлой лошади восседает скелет в мантии, вальяжно придерживающий косу.
Под лошадью изображена женщина, пытающаяся остановить руками ее копыта, в
противоположной стороне группа женщин тянет на себя мантию Смерти. В самом низу композиции представлены мертвые тела, это – солдаты,
матери которых так усердно стараются остановить Смерть. Несомненно, данная работа
– реакция на Первую мировую войну.
Der Krieg (War), after Pierre Fritel, также
иллюстрация из «Der Wahre Jacob», выпуск 235, 1895.
В картине испанского художника Хосе Гутьеррес Солана «Война» (1920, частная
коллекция) тот же образ – скелет верхом на лошади с косой. Исследователи
полагают, что на творчество Солана повлияли знаменитые испанские художники, в
частности Гойя и Вальдес Леаль, в картинах которых господствует пессимизм,
бренность жизни.
Творчество современной художницы Лори Липтон также наполнено изображениями
Смерти. В работе «Четвертый всадник» (2005, галерея Ace, Лос-Анжелес)
представлен все тот же скелет с косой. Художница отходит от традиционной
иконографии, изображая и лошадь в виде скелета. Жертвы Смерти – обезличенная
масса.
У Лори Липтон есть еще одна похожая работа, где вместо живых людей изображены
лишь кости («Смерть», карта Таро. «The Lowbrow Tarot Project» 2010).
В одном из интервью Липтон заявила, что на эти работы ее вдохновляет
мексиканский праздник День смерти, а также – простое отношение этой культуры к смерти,
в отличие от окружающего ее общества, которое старается всеми силами побороть
старость, смерть. Необходимо отметить, что изображения данных образов смерти восходят
к четвертому всаднику Апокалипсиса.
На обложке журнала «Le Petit Journal» (1912, номер 1150, Национальная
библиотека Франции) можно увидеть Смерть, выкашивающую больных холерой. В
начале XX в. холера была одной из самых страшных болезней, которая уносила
немало жизней. Смерть представлена здесь в виде подобия скелета, укутанного в черную мантию, с косой. Проносящаяся по воздуху, она напоминает старуху-Смерть
из пизанского Кампосанто.
Однако стоит заметить, что здесь, в отличие от средневековых «Триумфов»
коса Смерти соприкасается с телами, действительно фактически выкашивает их.
У Соланы, в работе «Шествие смерти» (1930, Центр искусств королевы Софии,
Мадрид) также представлен скелет, вооруженный косой. В нижней части картины –
два черепа, на которые надеты митра и корона – символ тягот / бремени человечества,
а также – религиозной и светской власти.
Примечательно также использование другой средневековой традиции – латинских
фраз (среди них есть и memento mori), которые часто сопровождали «Триумфы».
Неудивительно, что художник обращается к таким сюжетам: Испания в начале XX в.
переживала кризис – развивались националистические движения, происходили
беспорядки, Первая мировая война, свержение монархии в 1931 г., гражданская
война.
Смерть с косой мы видим и на картине немецкого художника Отто Дикса
(«Триумф смерти», 1934, Художественный музей Штутгарт, Германия). Здесь она
представлена в виде полуразлагающегося трупа с короной и пурпурной мантией – настоящий триумфатор.
Своей косой она вот-вот поразит солдата с оружием, старушку, младенца,
влюбленных мужчину и женщину, и калеку с собакой.
Смысл картины прост – смерть забирает всех без исключения, она никого не
щадит, она неумолима,беспощадна. Картина – результат не только ужасных воспоминаний
о Первой мировой войне, в которой лично принимал участие художник, но и
результат жестокой политики, во время которой он жил. Хайнц Людеке пишет:
«Фашисты ненавидели и преследовали его. Его лишили профессуры в Дрезденской
академии художеств, членства Прусской Академии художеств и всех возможностей выставлять
работы, ему пришлось покинуть Дрезден и Берлин…».
Иконография для многих колод Таро похожа (она выработалась видимо еще в
период Возрождения) – Смерть почти всегда выступает в качестве скелета, чаще с косой и на коне (например –
карта-Смерть одной из старейших колод – Таро Висконти-Сфорца (колода Кэри-Йель,
XV в., собрание Йельского университета), карта-Смерть их колоды Карла VI (XV в., Национальная библиотека Франции)).
Подробнее читать ЗДЕСЬ
Говоря про Триумфы XX в., заимствующие традиции позднего средневековья,
нельзя не сказать про еще одну работу Соланы – «Конец света» (1932, коллекция
Grupo Santander, Мадрид). В ней присутствует не одна Смерть, а целая группа, в
которой помимо скелетов есть и полуразлагающиеся трупы. Многие исследователи
видят в картине влияние «Триумфа смерти» Брейгеля.
Ко второй большой группе можно отнести те «Триумфы», в которых
средневековая традиция частично трансформируется, или художники вообще по-своему
интерпретируют данный сюжет. В работе Б. Кустодиева «Вступление. Москва» (1905,
Журнал «Жупел» № 2) мы видим огромный скелет – персонификацию смерти, у нее
открыта челюсть, она будто бежит по улице и уносит за собой жизни людей. У нее
отсутствуют традиционные атрибуты – коса, стрелы, лошадь и т. д. Данная работа
– реакция на последствие кровавого подавления Декабрьского восстания.
Тема смерти часто встречается в работах Ричарда Мюллера – «Агония» (1913),
«Смерть-поджигатель» (1916) и т. д. В последней Смерть представлена в виде
мужчины с признаками разложения. Огромная фигура вздымается над городом, в
качестве орудия выступает горящий факел.
Образы смерти часто использовал и Сальвадор Дали. Самой любопытной является
картина «Лицо войны», (1940–1941,
Музей Бойманса-ван Бенингена в Роттердаме). На ней мы видим лицо жуткого
коричневого цвета, сморщенное, кричащее. В отверстиях для глаз и во рту – три
полуразлагающихся головы, в которых на тех же местах по три черепа. Таким
образом, представлена некая метаморфоза смерти. Картина, несомненно, – реакция
художника на Вторую мировую войну, которая уносит жизни до бесконечности.
Немецкий художник Феликс Нуссбаум (еврей по национальности), автор картины «Триумф
смерти» (1944, Музей истории культуры, Оснабрюк, Германия) в 1940 г. был
отправлен во французский концлагерь, из которого ему удалось бежать.
Исследователи называют истинным сюжетом этого произведения не «Триумф», а
«Пляску смерти» (другой популярный сюжет позднего средневековья) и полагают, что источником иконографической программы могла
послужить книга Генриха Кноблохтцера (Heinrich Knoblochtzer) «Пляски смерти»,
1488 г.
Мы видим, как восемь полуразлагающихся трупов и один скелет играют на
музыкальных инструментах. На переднем плане большое количество поврежденных
предметов: сломанные часы, дырявая картина, и т. д. – символы жизни и мирного
времени. Девять персонажей веселятся на обломках человеческой жизни, исполняют
«радостный реквием» в честь своего триумфа. Картина представляет зрителю не
момент поражения смертью, как во многих названных выше работах, а уже
заключительный этап, конец света, человечества. Художник даже такое вечное, как
искусство ставит под сомнение.
К теме «Триумфа смерти» обращались и писатели XX в. – Владимир Голан
(Триумф смерти, 1930) и Эжен Ионеско (Смертельная игра, 1970). Также существует
балет Томаса Коппеля «Триумф смерти» 1971 г. и двухчасовая оратория «Триумф смерти», посвященная теме Холокоста,
которую написал композитор Фредерик Ржевский в 1987–1988 гг.
Приведенные примеры произведений искусства позволяют сделать вывод о том,
что в XX– XXI вв. большинство «Триумфов смерти» создано художниками этого
времени под впечатлением событий: это – мировые войны, страшная болезнь,
революции и т. д. Художники не пытаются привить праведность через картины, не
призывают к memento mori, в работах нет религиозного подтекста, психомахии,
Страшного суда, они скорее рассуждают об абсурдности смерти, показывают, что
люди сами творят эти «Триумфы». От позднего средневековья заимствуется лишь
идея и иконография. В произведениях читается страх перед смертью, попытка
объяснить рационально данный феномен. В современных «Триумфах», как и в позднем
средневековье, мы не видим смерть как утешение, конец мукам, страданиям, как
вечный покой (это скорее прерогатива конца Нового времени). Следует отметить,
что со второй половины XX в. традиционные «Триумфы смерти» все реже и реже
появляются в искусстве, художники разрабатывают новую иконографию.
Наверное, Смерть всегда будет появляться в искусстве – пока она остается
загадкой для человечества, и пока будут происходить ужасные события, вызывающее
ее. Стоит надеяться, что в будущем художники и писатели будут изображать «Триумф Над Смертью», как это сделал
Жан-Мишель Баския («Верхом на смерти», 1988, частная коллекция), но пока это
единичные случаи.
По теме :