Адольф Вёльфли (нем. Adolf Wölfli, 29 февраля 1864, Берн — 6
ноября 1930, Вальдау) — швейцарский художник-примитивист, один из
наиболее ярких представителей Ар брют.
В семилетнем возрасте был
брошен отцом-алкоголиком, по профессии каменотесом. Работал батраком на фермах.
Был арестован полицией за оскорбление общественной нравственности, после
рецидива обследован врачами, у него диагностирована шизофрения.
С 1895 до
конца жизни жил в известной психиатрической клинике Вальдау, пациентами которой
в разное время были также Вацлав Нижинский,
Фридрих Глаузер и Роберт Вальзер. Здесь
он в возрасте тридцати пяти лет начал рисовать, писать стихи, сочинять музыку. Адольф
Вёльфли отличался невероятной плодовитостью. За свою творческую жизнь в клинике
для душевнобольных Вёльфли создал 25 тысяч работ, при этом он не ограничивался
только рисунками и коллажами. Адольф Вёльфли написал множество книг - первая из
них, эпическое повествование более чем на 25 тысяч страниц, является
причудливой смесью автобиографии, поэзии, музыкальных композиций и трех
тысяч иллюстраций. Кроме этого объемного труда из-под пера Вёльфли вышли
девять книг «Из Колыбели в Могилу; Или; Через Работу и Пот, Страдания и Тяжелые
Испытания, Даже через Молитву в Проклятие. Множество Путешествий, Приключений,
Случайных Бедствий, Преследований и Других Опытов Потерянной Души, Блуждавшей
по Земному Шару; или, Слуга Божий без Головы - Более Жалок, Нежели Самый Жалкий
из Несчастных», семь «Алгебраических и математических книг», шесть «Книг с
песнями и танцами», еще восемь книг, среди которых четыре «Альбома с плясками и
маршами». И, наконец, последнее творение Вёльфли, «Похоронный марш», состоящий
из 16 книг, который так и не был закончен. И это не считая музыки, написанной
Вёльфли, и музыкальных произведений на основе его произведений.
Душевнобольной художник Edmund
Monsiel
Художник-самоучка
родился в 1897 году в городе Laszczowie (Польша). В 1942 бежит от нацистов и
скрывается у брата в небольшом провинциальном городке. Там он живет на чердаке
избегая контакта с окружающими. В 1943 у
него начинается острая форма шизофрении. Его страх перед арестом стал главной
причиной его добровольной аскезы. Edmund Monsiel умер от тяжелой формы гриппа в
1962. После его смерти были обнаружены более 500 рисунков. Каждый сантиметр его
рисунков был наполнен лицами.
Луис Уильям Уэйн (Louis William
Wain) родился 5 августа 1860 года в Лондоне.
Уэйн состоял в нескольких обществах работавших в области защиты животных: Правящем Совете Лиги Наших Бессловесных Друзей, Обществе Защиты Кошек и Обществе Против Вивисекции. В 1890 году он был избран президентом Английского Национального Кошачьего Клуба. Об отношении Уэйна к животным лучше всего говорит случай произошедший в 1917 году – он только поднялся на подножку автобуса, когда тот резко повернул, объезжая кошку выбежавшую на дорогу, Уэйн упал на мостовую и получил сотрясение мозга. Когда он очнулся в госпитале первые его слова были: ‘Кошка, кошка! С кошкой все в порядке?’
Уэйн (отчасти из-за расстройства психики) был очень простодушен, не умел вести дела, никогда не торговался и не заботился об авторских правах, часто оказывался втянут в финансовые авантюры. В 1907 его привлекают к суду за большой долг и он решает бежать в Америку.
Уэйн состоял в нескольких обществах работавших в области защиты животных: Правящем Совете Лиги Наших Бессловесных Друзей, Обществе Защиты Кошек и Обществе Против Вивисекции. В 1890 году он был избран президентом Английского Национального Кошачьего Клуба. Об отношении Уэйна к животным лучше всего говорит случай произошедший в 1917 году – он только поднялся на подножку автобуса, когда тот резко повернул, объезжая кошку выбежавшую на дорогу, Уэйн упал на мостовую и получил сотрясение мозга. Когда он очнулся в госпитале первые его слова были: ‘Кошка, кошка! С кошкой все в порядке?’
Уэйн (отчасти из-за расстройства психики) был очень простодушен, не умел вести дела, никогда не торговался и не заботился об авторских правах, часто оказывался втянут в финансовые авантюры. В 1907 его привлекают к суду за большой долг и он решает бежать в Америку.
Луис Уэйн обладал шизотипическим складом характера.
Окружающие всю жизнь считали его эксцентричным наивным фантазером. Тем не
менее, первые признаки и симптомы шизофрении художник начал испытывать в
возрасте 57 лет в 1917 г. Столь поздний психотический дебют наталкивал ученых,
позднее занимавшихся анализом его творчества, и на другие диагнозы, но
предложенные версии не выдерживали критики. В частности, предполагали, что Уэйн
болел синдромом Аспергера, или даже что его психическая болезнь была следствием
инфицирования токсоплазмозом. У него развился галлюцинаторно-параноидный
синдром. Луис стал агрессивным и подозрительным, часто уходил из дома, ночью
бесцельно бродил по улицам, беспрестанно переставлял мебель в доме. Он все
больше аутизировался, записывал бессвязные тексты, запершись в своей комнате.
Сформировался бред отношения и ущерба, в который были включены сестры Уэйна. Он
утверждал, что они воровали у него деньги, и что мелькание кадров на киноэкране
похищало электричество из их мозгов. В 1924 г., после того как Луис столкнул с
лестницы одну из сестер, художника госпитализировали в Спрингфилдскую
психиатрическую лечебницу. Проведя там год, он случайно попал в поле зрения
прессы, и его болезнь привлекла внимание общественности. Был организован фонд
помощи художнику, Уэйна перевели в Бетлемскую королевскую больницу. Работы
художника до сих пор хранятся в больничном музее. В 1930 г. Уэйна перевезли в
небольшую больницу Нэпсбери в Хертфордшире, к северу от Лондона. Здесь Уэйну
позволили рисовать и общаться с кошками из питомника.
С развитием болезни рисунки Уэйна меняются, в манере изображения кошек
появляется характерное ощущение волнообразного искажения, очень близкое к
манере, в которой писал Ван Гог (ср. ‘Звездная Ночь’), во многих работах фон
превращается в яркие разноцветные узоры или сложный орнамент (возможно это
отпечаток воспоминаний о матери, которая занималась созданием узоров для
турецких ковров).
В целом в этот период Уэйн отходит от изображения сценок с
кошками и сосредотачивается на самих кошках. В дальнейшем стиль Уэйна все менее
реалистичен, в работе ‘Early Indian Irish’ изображение кошки частично переходит
в лепестки цветов и листья. На многих рисунках кошки как будто излучают
энергию. Серия из шести работ Уэйна часто
используется как пример в учебниках по психиатрии для иллюстрации изменения
стиля творчества в результате развития психической болезни с течением времени.
Однако на самом деле неизвестно, действительно ли эти рисунки были созданы в
том хронологическом порядке, в котором их обычно демонстрируют в учебниках,
поскольку художник не датировал эти работы. Все свои рисунки этого периода Уэйн
подписывал, иногда оставляя на обороте странные, малосвязные рассуждения.
Алоиза Корбаз 1886-1964 - швейцарская художница, также известная, как
просто Алоиза, родоначальница швейцарской ветви ар-брют. Она очень рано
лишилась матери, что значительно повлияло на формирование ее личности. Начала
свою карьеру, как преподавательница в знатных семействах Прусии, однако с
приходом войны она была вынуждена вернутся в родную Швейцарию. По приезду у нее
начались первые срывы, и вскоре ей была диагностирована шизофрения. С начала
1920-х годов она уже не покидала стены психиатрических клиник, где и начала
рисовать. Ее рисунками заинтересовались врачи, и даже стали их
коллекционировать. К сожалению, большинство работ раннего периода Алоизы
утеряны, ведь она рисовала на всем, что ей попадалось под руку – на оберточной
бумаге и картоне, сшивая несколько листов или кусков вместе и стараясь
заполнить всё пространство карандашными рисунками ярких тонов. Чаще всего её сюжетами
были влюблённые пары (в юности она была страстно влюблена в кайзера Вильгельма
II), персонажи театра и оперы — Травиата, Манон Леско (она с детства
мечтала стать певицей), исторические фигуры — Наполеон, Клеопатра, Мария
Стюарт, королева Елизавета.
Часть работ
Алоизы входит сегодня в собранную Жаном Дюбюффе Коллекцию Ар Брют в Лозанне, а
также в экспозицию художественного музея г. Золотурн в одноименном кантоне
Швейцарии.
Август Наттэрер (1868-1933), псевдоним Нэтер. Госпитализирован
в 1907 году в связи с попыткой самоубийства. О госпитализации история болезни
сообщает буквально следующее: "При поступлении пациент демонстрирует
неплохие познания. Счёт ему даётся
с трудом. Внимание рассеяно. Жалуется на неприятные ощущения в теле: будто бы
его кожа, кости и горло каменеют; если он кладёт руку на стол, то чувствует
костями столешницу; в животе у него растёт водянное дерево; из носа ползут
наружу мелкие животные; дьявол пляшет вокруг него в огненном столбе; в газетах
пишут о нём издевательские стихи; он проклят вечно жить; не может умереть,
потому что его сердце пропало; в скрипе коленей ему слышатся кляузные телефонные
звонки в преисподнюю. Утверждает что вообще не спит и не ходит в туалет;
постоянно размышляет над своим смертным грехом и т.д. " Нэтер был
неоднократно посещаем Хансом Принцхорном, позже включившим его под псевдонимом
Нэтер в свою культовую монографию "Художества душевнобольных",
сделавшей творчество Нэтера известным широкой публике.
Ниже небольшие выдержки оттуда.
"...если судить по скромным сведениям о личности
пациента, то портрет Нэтера в прошлом складывается следующим образом: он был
ранее способным, упорным человеком, с некоторой склонностью к приключениям...но
быстро остывающим в отсутствии успеха. Его ранние письма выдают натуру темпераментную
и полную пафоса...но к сожалению, по ним сложно выяснить что-либо о сексуальных
затруднениях, достаточно вероятных по конституциональным признакам, хотя многое
там говорит об известной простоте его потребностей. С одной стороны он женится
на субтильной, тонкоорганизованной девушке, которой неустанно восхищается, в то
же время регулярно изменяет ей с проститутками, объясняя это нежеланием уродовать
супругу беременностью...
"...Это было в понедельник в полдень ровно в 12 над
казармой появилось Нечто:" Сперва я видел в отдалении среди стоящих
облаков белое пятно, которое то отдалялось, то приближалось вновь. Выглядело
оно как доска, на которой как на экране мелькали 10 000 картин в секунду.
Только с полным напряжением сил и внимания было возможно разобрать отдельные самые
важные части. Сперва там появилась сотворившая мир ведьма, её голова была
подобна черепу, но при этом явно живой. Костяные швы вдруг превратились в
чепец, пустые стеклянные глаза засветились. Потом завертелись мировые
катастрофы, памятники, сражения, освободительные войны, замки и прочие чудеса
света, всё высоко над землёй. Иногда по 20 метров в высоту, иногда как на
фотографиях, иногда совсем полупрозрачной пеленой. Там были живые фигуры, они
все двигались. Среди них был Моисей, Наполеон, Папа, Антихрист... В конце вдруг показалось, а потом действительно
возник и стал расти между ними светлый промежуток, будто кто-то продышал
отверстие в окне изнутри...Потом всё кончилось. Длилось всё это с полчаса.
"
Сам Нэтер толковал пережитое как явление ему апокалиптических
мук всё ещё распятого на горе Бога, неспособного освободить этот мир,
взывающего о помощи и шлющего ему тайные сигналы. Большая часть его работ представляет
собой попытку фиксации фрагментов того первого видения и дешифровки
частей."
Рисовать Нэтер начал примерно с 1911 года, провёдя остаток
жизни за стенами лечебных учреждений. Был убеждён, что первая мировая война
была развязана с целью освобождения его из неправедного заточения в клинике. Монашек-медсестёр
считал переодетыми наложницами, которых необходимо постоянно воспитывать и
поучать. Себя считал правнуком Наполеона и Императором Германии. При этом много
и успешно работал в больничной мастерской, где занимался мелкими усовершенствованиями
и изобретениями. Умер в 1933 году в клинике Роттвайль от сердечного приступа.
Луис Маркуссен (Louis
Marcussen), также известный как Ovartaci – датский художник, проведший 56 лет в
психиатрической больнице в Рисскове (Risskov, Дания) и скончавшийся в ней же в
1985 году в возрасте 91 года.
Ovartaci был квалифицированным маляром и специалистом по внутренней отделке помещений. В возрасте 31 года он уехал в Аргентину и прожил там 3 года. В этот период у него началось психическое расстройство. Вскоре после возвращения в Данию в 1929 году он был помещен в психиатрическую больницу города Риссков, где и оставался до конца жизни. Во время своего пребывания в больнице он был крайне продуктивным художником, в число поклонников его творчества входили Асгер Йорн (Asger Jorn) и Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet). Однако Ovartaci не выражал желания покинуть больницу и посвятить себя карьере художника.
Ovartaci был квалифицированным маляром и специалистом по внутренней отделке помещений. В возрасте 31 года он уехал в Аргентину и прожил там 3 года. В этот период у него началось психическое расстройство. Вскоре после возвращения в Данию в 1929 году он был помещен в психиатрическую больницу города Риссков, где и оставался до конца жизни. Во время своего пребывания в больнице он был крайне продуктивным художником, в число поклонников его творчества входили Асгер Йорн (Asger Jorn) и Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet). Однако Ovartaci не выражал желания покинуть больницу и посвятить себя карьере художника.
Музей Психиатрического
Госпиталя в Орхусе принял
решение сменить название на "Музей Овартачи ("Museum
Ovartaci").Овартачи персонифицирует волю к красоте и борьбе с тяжелыми
условиями, которые являются важной частью движущей силы и авторитета Музея. Он
является иконой маргинального, которое имеет право внести свою лепту в мир,
исходя из собственных предпосылок.
По теме :