Мартин Рамирес (исп. Martín Ramírez; 30 марта 1895, Тепатитлан-де-Морелос— 12 февраля 1963) — мексиканский художник-самоучка,
представитель наивного искусства. Мексиканский художник-самоучка и представитель наивного искусства.
Жил относительно спокойной жизнью, у него была семья и четверо детей, однако в
1925-м году, после того как тот перебрался в Соединенные Штаты у него пропал
дар речи, во время работы на железной дороге. С того времени Мартин стал
страдать галлюцинациями и бредом, а после ареста в Лос-Анджелесе его поместили
в психиатрическую лечебницу с диагнозом параноидальная шизофрения. Позже был
переведен в больницу в Абёрне, где он и начал писать свои первые, поразительные
картины, которые, в свою очередь оценил и обнаружил преподаватель
университета в Сакраменто, психолог и художник-любитель Тармо Пасто. Он начал
снабжать Мартина материалами для рисования и показал его работы своим
друзьям-галеристам, после чего последовали многочисленные выставки работ художника в
Сакраменто, Чикаго и в Нью-Йорке.
Фридрих Шрёдер-Зонненштерн (нем.
Friedrich Schröder Sonnenstern — род. 11 сентября 1892 года под Тильзитом (пос. Каукемен, сейчас Ясное Славский район), умер 10 мая
1982 года в Берлине) — немецкий художник, один из самых ярких
представителей ар брюта.
Прежде,
чем раскрыть в себе художника, Зонненштерн успел в глубинах своей эксцентричной
души отыскать садовника, конюха, астролога и постоянного пациента
психиатрической клиники. Но всё это было слишком скучным для нашего героя. Уже
в детстве он прославился необычным хобби. Любил Фридрих залезать на
деревья и мочиться оттуда на прохожих, чьи наряды отличались особой
торжественностью.
Его
приняли за асоциального типа – и уже в 14 лет отправили в воспитательный
интернат. Но талант не перевоспитать! В 1912 году Фридриха отправляют в
психиатрическую лечебницу после того, как обвинили в краже. Там он
начинает писать стихотворения, посвящает их грехам человечества,
и параллельно убеждает всех окружающих в том, что он самый умный человек на
Земле и на Небе. Шутил он или верил в свою сверхмиссию – знает лишь сам
Фридрих. После того, как будущего художника выпустили из клиники, он некоторое
время бродяжничал, но высшая сила Вселенной нашла ему место. Как только
началась Первая мировая война, он был мобилизован и отправлен на фронт. Правда,
и здесь Фридрих спас себя своей же находчивостью – до места назначения он не
доехал, выдав себя за сумасшедшего. Труда не составило сделать подобное.
Вскоре
его поймали на контрабанде и отправили опять в психиатрическую больницу.
Зонненштерн пытался бежать, объявлял голодовку, но методы оказались
устаревшими. В 1919 году был выписан оттуда под опеку. Недолго думая, он в
Берлине открывает астрологический кабинет и проводит там спиритуалистические
сеансы. Общение с духами вечно не продлилось. За предсказание будущего и
лечение людей магнетопатией в 1930 году Фридриха садят на 6 недель в тюрьму.
Впрочем, Зонненштерн продолжал считать себя сверхчеловеком и всем
уверенно говорил, что в его руках сконцентрирована магнетическая сила,
посланная ему свыше. Этим он и нарушил консервативные, на его взгляд,
действующие законы о лекарственных средствах. В 1933 году он в очередной
раз обвиняется в мошенничестве. Его отправляют в психиатрическую больницу
в Нойштадте. Это «путевка домой» стала для него ключевой. Там Фридрих
знакомится с другим сумасшедшим - неизвестным художником.
Шрёдер-Зонненштерн изучает работы своего нового друга и в экзальтированном
состоянии впечатляется настолько, что решает сам взять в руки кисть. С этого
момента начинается его художественная практика. Но Фридрих не остановился на
творчестве окончательно. Его выписывают из больницы. Во время Второй
мировой войны он попадает в штрафной лагерь. После окончания войны художник
торгует дровами, живет впроголодь, но при этом много занимался искусством
– пишет стихотворения с собственными иллюстрациями. Он создавал странные на
первый взгляд образы, примитивные по форме, часто эротические по
содержанию, иногда с кошмарными и отпугивающими образами.
Особенностью работ Фридриха стало то, что не редко он изображал
части лица человека (нос, подбородок, уши) в виде гениталий. Многие
неавторитетные «критики» интерпретировали это как «больное» искусство, но
к такой позиции, пожалуй, присоединяются лишь ленивые. На самом деле, работы
Фридриха стоит не столько смотреть, сколько «читать» как сплошную метафору,
замкнутую на психоаналитических символах. Несколько его работ попадают еще в
50-х годах в известную галерею Шпрингер, где были моментально раскуплены.
С этого момента начинается новая богемная и нетипичная жизнь
Шрёдер-Зонненштерна - с выставками, творческими встречами, гастролями и
выступлениями на различных тусовках сюрреалистов. Цены своим работам Фридрих не
мог составить, оттого часто картины отдавал просто за бутылку водки. В
1968 году он снова попадает в психиатрическую больницу. Там его физическое
состояние ухудшается. Последние годы жизни Фридрих проводит, не выходя из
квартиры в Берлине, где и скончался в 1982 году в возрасте 90 лет.
Александр Павлович Лобанов (30 августа 1924—2003) — советский
душевнобольной ар брют художник.
Александр Павлович Лобанов
родился 30 августа 1924 года в городе Мологе Ярославской губернии в
семье лодочника. В 7 лет переболел менингитом,
от чего стал глухим. В 1947 году
госпитализирован в психиатрическую больницу. В 1953 году переведён в
Ярославскую областную психиатрическую больницу «Афонино», расположенную в одноимённой деревне в Ярославском
районе. Находился там до самой смерти в апреле 2003 года.
Находясь в
«Афонино» под руководством психиатра Владимира Вячеславовича Гаврилова,
разделявшего идеи арт-терапии, Лобанов
начал рисовать. Создал тысячи рисунков, однако, не отличающихся разнообразием в
содержании и стиле. Как правило, изображал себя, революционных героев и Сталина. Уделял большое внимание
деталям. На его рисунках часто встречается оружие, особенно фантастическая
«двустволка Мосина» — изменённая винтовка
Мосина 1891 года; этот мотив
связывают с тем, что в годы войны солдаты, шутя, пообещали подарить ему
винтовку. На многих рисунках изображены охота и «несчастный случай»; тема охоты
пошла вероятно от знакомства в конце 1950-х годов с заядлым охотником —
водителем Геннадием. В 1970-е годы, со слов врачей, художник влюбился, вероятно
в повариху — вскоре появился рисунок с её изображением, в руках у неё
также была двустволка. Стреляет оружие лишь на одном раннем рисунке: мальчик
защищается им от врача, к которому его привела женщина. С годами протест в
творчестве автора «уступает место теме „взросления“ и становлению образа
„Я-идеала“» (до 1970-х годов он упоминал о себе только в третьем лице). В
1970-х годах Лобанов начал заниматься также автофотопортретами (сохранилось
более пятисот), которые оформлял аналогично своим рисункам. По мнению
В. В. Гаврилова, рисунки и фото «убедительно демонстрирует не столько
„болезненность“, сколько детскость души». Из-за
своей глухонемоты Лобанов был обделен грамотностью. Отсюда вытекали такие
своеобразные подписи к картинам как «Охотник стреляет лес» или «Сталина оба
сын». Единственными словами, которые давались ему хорошо, были: А. П. Лобанов.
Так он подписывал большую часть своих картин.
Творчество
Лобанова было представлено миру в 1997 году на выставке ярославского
арт-проекта «Иные». Вскоре последовали другие выставки его работ, принесшие
художнику международную известность. В 1999 году он присутствовал на
приуроченной к его 75-летию собственной персональной выставке «Аутсайдер» в Ярославском
художественном музее. Работы представлены в художественных музеях
Ярославля и Иванова, музеях творчества аутсайдеров и наивного искусства (Москва),
Музее de Art Brut (Лозанна), Музеях современного искусства Вильнев д’Аск и
Креасьон Франш (Франция), коллекциях «abcd» (Париж) и галерее С. Цандлер
(Кёльн). В 2001 году французский художник и кинематографист Bruno Decharme
Один из самых знаменитых живых
художников-самоучек Джордж Уайденер (George Widener born February
8, 1962) известен
благодаря своим четко структурированным графическим работам, на которых он
изображает важные исторические события в окружении своих сложных расчетов.
Художник и ученый-мечтатель, Уайденер с детства увлекается математикой,
статистикой, нумерологией и информатикой. Вдохновленный предсказаниями
футуролога Рэя Курцвейла, он верит, что в 2045 году наступит момент технологической
сингулярности, и ведет расчеты для того, чтобы
суперкомпьютеры будущего могли работать на пользу человечества. Уайденер также
полностью уверен, что мозг человека сольется с компьютером, и свои рисунки он
выстраивает на секретных алгоритмах, полагая, что они как раз и станут
правильным развлечением для совершенного мозга-компьютера. Числа и даты для
художника не набор символов, которые поддаются расшифровке интеллектом, это
часть фундаментальной системы, через которую он познает и воспринимает мир.
Йоханн Хаузер (Johann Hauser). (1926–1996).
Родился в Чехословакии. В 17 лет был определен в психиатрическую
клинику.
The child was placed in a special
school and remained illiterate. Considered to be feeble-minded, at 17 years of
age he was admitted to a psychiatric institution. He was described as dreamy,
impulsive and quarrelsome.
In 1949 he was transferred to the psychiatric hospital in Klosterneuburg, near Vienna, where he would remain for the rest of his life. Later, he became an inmate in the Haus der Künstler (House of Artists), a place for creative work attached to the hospital. His doctor, Dr Leo Navratil, encouraged then him to draw.
Johann Hauser was inspired by the portraits of film stars, images of current events and photos of engines of war that were reproduced in illustrated magazines. In defiance of the principles of representation, proportion and perspective, he invented his own style. He drew mainly women, emphasizing their sexual attributes.
In 1949 he was transferred to the psychiatric hospital in Klosterneuburg, near Vienna, where he would remain for the rest of his life. Later, he became an inmate in the Haus der Künstler (House of Artists), a place for creative work attached to the hospital. His doctor, Dr Leo Navratil, encouraged then him to draw.
Johann Hauser was inspired by the portraits of film stars, images of current events and photos of engines of war that were reproduced in illustrated magazines. In defiance of the principles of representation, proportion and perspective, he invented his own style. He drew mainly women, emphasizing their sexual attributes.
Луи Суттер (фр. Louis Soutter, 4 июня 1871, Морж, Швейцария — 20
февраля1942, Баллег, Швейцария) — швейцарский живописец и
график, близкий к ар-брют.
Мальчик растет
одаренным ребенком. С раннего возраста он прекрасно понимает все науки и
блестяще учится. В 1888—1890 годах углубляет свои знания на факультете
математики и естественных наук в Лозанне. В конце 1895 года он
переезжает в Париж, где работает до 1896—1897 года в студии Жан-Поля
Лорана и Бенжамена Констана. Жениться, переезжает в
США. В 1898 году Луи
становится директором департамента искусств колледжа в Колорадо. Его курсы
живописи выделяется большим успехом. В 1903 году разводиться и переезжает
на родину в Швейцарию.
Луи Суттер,
как и многие другие швейцарские художники того времени, признан
нонконформистом, так как его работы выделялись высокой оригинальностью и сильно
отличались от однообразных серых картин, признанных обществом. Окружающие
считали Луи замкнутым человеком, но он умел правильно выразить свои чувства в
своих творениях, являлся представителем экспрессионизма. Луи Суттер занимался
музыкой, живописью, архитектурой, немым кино — что говорит о нём, как о
творческой личности.
Существует
спорная теория Альфреда Бадера, который утверждает, что Суттер был
шизофреником, однако у него есть также предположение, что его жизнь и
деятельность были попыткой противостоять давлению общества. Однако известно,
что в период с 1906 по 1907 г.г Суттер находился на лечении в психиатрической
клинике в городе Шпиц, в Швейцарии.
В 1916,
его сестра внезапно умирает. По слухам, обстоятельства её смерти были близки к
самоубийству. Луи окончательно уходит в себя. Семья берет его под свою опеку. В
результате, Луи начинает жить за счет своей семьи. Работает нерегулярно, с 1918 года играет
в немом кино. Семья больше не поддерживает Луи, каждый день в доме скандалы. В 1922 году его
принимают в дом престарелых недалеко от Лозанны. Здесь Луи Суттер проводит свои
последние девятнадцать лет жизни. Там он глубоко несчастен, и как только
удается, он сбегает и бродит пешком по области в течение нескольких дней. В
доме престарелых часто закрывают глаза на его побеги. Мало кто интересуется его
жизнью. Только двоюродный брат Ле Корбюзье часто контактировал с Луи
Суттером. Но в доме престарелых Луи не стоит на месте и начинает рисовать.
Луи не боялся
трудностей, работал одержимо, ни о чём не думая, кроме своей работы. В конце
жизни, когда казалось, что недуги сломят его, Суттер начал использовать их в
свою пользу. При резком ухудшении зрения, Луи оправдывался, что у него
полностью обновился визуальный мир. С появление атеросклероза, парализованные
пальцы он использовал в качестве кистей. Его фантазия была безгранична. В своих
творениях Луи ставил под вопрос всё то, что узнал при жизни и пользовался
полной свободой действий. Так же, его творчество опиралось на цель показать все
искушения жизни. Луи Суттер чувствовал себя виновным в чём-то, поэтому часто
наказывал свое тело, отказываясь от еды.
Август Валла (August Walla 1936 –
2001). В 17 лет поставлен диагноз – шизофрения.
August Walla was born in Klosterneuburg in 1936, Austria. While his
mother Aloisia, a single 40-year-old woman, worked to support Walla, her own
mother cared for him until her death when he was six years old. During the Nazi
era Walla’s mother raised him as a girl, hoping to spare her son from being
drafted into war. Later, Walla became aware of his male identity and, looking
back on his childhood, he decided that the Russian occupants must have operated
on him and turned him into a ‘Russian boy’. He therefore used the swastika as a
symbol of being female and the hammer and sickle, representing communism or
Russianness, as a symbol of being male. Walla never met his father and did not
know his identity, but for a long time he believed that his father was Hitler
because he heard his voice on the radio and so he sometimes called himself
‘Adolfe’.
Within the middle-class society of Klosterneuburg, mother-and-son Walla
were notorious outsiders. Although he was of normal intelligence, Walla was
sent to a school for children with learning difficulties where he did not
socialise well or like to learn. His education ended with primary school.
Around this time, at the age of ten, Walla made his first drawings. For many
years, Walla lived in a small apartment with his mother when he was not
hospitalised: he first spent time in a psychiatric institution when he was 17
years old and was diagnosed as schizophrenic. Also at the age of 17, Walla
started writing, and making objects and graffiti.
По теме :