Генри Дарджер (англ. Henry Darger, 12 апреля 1892 — 13 апреля 1973) — американский художник-иллюстратор и писатель. Его иллюстрации к собственной книге являются одними из наиболее известных образцов ар брют.
Мать Дарджера умерла, когда ему было 4 года. После смерти матери маленький Генри жил с отцом, пока тот мог заботиться о ребёнке. В 1900 году тяжело больной отец Даргера был помещен в католическую миссию для пожизненного проживания. После чего Генри оказался в католическом приюте для мальчиков города Линкольна (штат Иллинойс). Взятый на попечение Дарджер был признан слабоумным (синдрома Туретта). Позднее ему поставили ещё один диагноз — «мастурбация».В психиатрической больнице Линкольна его лечили тяжелым трудом и физическими наказаниями.
В 1908 году шестнадцатилетний Дарджер сбежал из приюта. Он устроился на низкооплачиваемую работу в католической больнице Чикаго, где проработал около 50 лет.
Дарджер вёл однообразную и затворническую жизнь. Только незадолго до его смерти выяснилось, что он в течение многих лет работал над книгой о войне детей-рабов против жестоких поработителей. Полный текст этой книги составил 15 143 страницы. События книги Дарджер отразил в нескольких сотнях рисунков, при создании которых он использовал вырезки из газет и журналов, коллаж, акварель и карандаш.
Свои последние 43 года жизни Генри Дарджер прожил в одной и той же квартире в Чикаго. Он замкнулся в себе. Его единственный близкий друг - они вели переписку в течение 25 лет - умер на 10 лет раньше его самого. Единственными увлечениями Дарджера были собирание мусора на улицах, заметки и журнал погоды, который он вел ежедневно. Он умер в 1973 году в полном одиночестве.
После его смерти была найдена рукопись (более 15 000 страниц с одинарным интервалом) фэнтезийного эпического полотна, озаглавленного “The Story of the Vivian Girls, in What is known as the Realms of the Unreal, of the Glandeco-Angelinian War Storm, Caused by the Child Slave Rebellion”. Название также является кратким содержанием этого произведения. Его соседи, решившие отвезти его умирать в приют для бедных, обнаружили в его квартире, помимо кучи хлама (бутылок от Pepto-Bismol ( лекарство от расстройства желудка), старых журналов и комиксов, религиозных китчевых фигурок, клубков шерсти…),именно эту работу, работу всей его жизни — книгу о войне детей-рабов против жестоких поработителей.
Следует также упомянуть, что в книге было несколько сотен акварелей и карандашных набросков в качестве иллюстраций.
В ней описана фантастическая вселенная, центром которой является крупная планета вокруг которой, на манер Луны, вращается Земля. Большинство людей, живущих на планете, исповедуют христианство (в основном – католичество).Большая часть повествования рассказывает о приключениях дочерей Роберта Вивиана (Robert Vivian), семи сестер, являющихся принцессами Христианского государства Эббиэнии (Christian nation of Abbieannia) и участвующих в востании против режима поработителя детей Джона Мэнли (John Manley), установленного Глэнделинианами (Glandelinians).
Дети с оружием в руках отстаивают свою свободу и часто гибнут в боях или подвергаются пыткам со стороны правителей Глэнделиниан.
Также в истории фигурируют Бленгигоменеане (Blengigomeneans), сокращенно именуемы Бленгинами (Blengins) – гигантские крылатые сущности с кривыми рогами, которые иногда принимают человеческую или частично человеческую форму, маскируясь под детей.
Обычно (но не всегда) они настроены благожелательно, некоторые из Бленгинов весьма подозрительно относятся к людям из-за жестокости Глэнделиниан.
К этой рукописи прилагалось и несколько других. В частности продолжение первой на 10 000 страниц рукописного текста под названием “Crazy House: Further Adventures in Chicago”
Еще интересней обнаруженная автобиография Дарджера. Первые 206 страниц посвящены его прогулкам по бедным районам, а последующие 4672 - описанию вымышленного урагана “Сладкий Пирог”.
Сегодня Дарджер - одна из самых главных фигур искусства аутсайдеров. Его рисунки продаются за десятки тысяч долларов. Книги издаются в кратком содержании - вряд ли найдется издатель, готовый выпустить эти тысячи страниц в полном виде. Документальный фильм “In the Realms of the Unreal” содержит детали биографии Генри Дарджера и выдержки из его рукописей.
Дарджер явно не был заинтересован в признании для своих работ. Он единственный автор из этого списка, к которому слава пришла только после смерти. Случись, это чуть раньше, может быть он почувствовал бы гордость за свои творения, а может стал бы уклоняться от их авторства.
Так или иначе, очень тяжело читать последнюю запись в его дневнике, и, наверное, ему, действительно, не следовало знать, какой успех его ждет:
“1 января 1973. У меня было самое плохое Рождество. Никогда в жизни у меня не было хорошего Рождества или Нового Года, но в этом году... Мне очень горько, но к счастью я не мстителен. Я чувствую, что где - то должны быть такие же как я... ”
Генри повезло с соседями вообще и с домовладельцем в частности, т.к. им оказался Натан Лернер (1913-1997) — выпускник Нового Баухауза, известный фотограф, дизайнер, преподаватель, который — по определению «Нью-Йорк Таймс» — «был неразрывно связан с историей визуальной культуры в Чикаго».
Этот человек не выбросил найденное на помойку, а устроил маленькую выставку в комнате Генри.Со временем мнение мистера Лернера о ценности работ мистера Дарджера разделили и другие люди.При жизни Генри о его существовании знали только соседи, считая его всего лишь бедным и странным человеком. После своей смерти он стал культовой фигурой в американской контр-культуре.
Мать Дарджера умерла, когда ему было 4 года. После смерти матери маленький Генри жил с отцом, пока тот мог заботиться о ребёнке. В 1900 году тяжело больной отец Даргера был помещен в католическую миссию для пожизненного проживания. После чего Генри оказался в католическом приюте для мальчиков города Линкольна (штат Иллинойс). Взятый на попечение Дарджер был признан слабоумным (синдрома Туретта). Позднее ему поставили ещё один диагноз — «мастурбация».В психиатрической больнице Линкольна его лечили тяжелым трудом и физическими наказаниями.
В 1908 году шестнадцатилетний Дарджер сбежал из приюта. Он устроился на низкооплачиваемую работу в католической больнице Чикаго, где проработал около 50 лет.
Дарджер вёл однообразную и затворническую жизнь. Только незадолго до его смерти выяснилось, что он в течение многих лет работал над книгой о войне детей-рабов против жестоких поработителей. Полный текст этой книги составил 15 143 страницы. События книги Дарджер отразил в нескольких сотнях рисунков, при создании которых он использовал вырезки из газет и журналов, коллаж, акварель и карандаш.
Свои последние 43 года жизни Генри Дарджер прожил в одной и той же квартире в Чикаго. Он замкнулся в себе. Его единственный близкий друг - они вели переписку в течение 25 лет - умер на 10 лет раньше его самого. Единственными увлечениями Дарджера были собирание мусора на улицах, заметки и журнал погоды, который он вел ежедневно. Он умер в 1973 году в полном одиночестве.
Следует также упомянуть, что в книге было несколько сотен акварелей и карандашных набросков в качестве иллюстраций.
В ней описана фантастическая вселенная, центром которой является крупная планета вокруг которой, на манер Луны, вращается Земля. Большинство людей, живущих на планете, исповедуют христианство (в основном – католичество).Большая часть повествования рассказывает о приключениях дочерей Роберта Вивиана (Robert Vivian), семи сестер, являющихся принцессами Христианского государства Эббиэнии (Christian nation of Abbieannia) и участвующих в востании против режима поработителя детей Джона Мэнли (John Manley), установленного Глэнделинианами (Glandelinians).
Дети с оружием в руках отстаивают свою свободу и часто гибнут в боях или подвергаются пыткам со стороны правителей Глэнделиниан.
Также в истории фигурируют Бленгигоменеане (Blengigomeneans), сокращенно именуемы Бленгинами (Blengins) – гигантские крылатые сущности с кривыми рогами, которые иногда принимают человеческую или частично человеческую форму, маскируясь под детей.
Обычно (но не всегда) они настроены благожелательно, некоторые из Бленгинов весьма подозрительно относятся к людям из-за жестокости Глэнделиниан.
К этой рукописи прилагалось и несколько других. В частности продолжение первой на 10 000 страниц рукописного текста под названием “Crazy House: Further Adventures in Chicago”
Еще интересней обнаруженная автобиография Дарджера. Первые 206 страниц посвящены его прогулкам по бедным районам, а последующие 4672 - описанию вымышленного урагана “Сладкий Пирог”.
Сегодня Дарджер - одна из самых главных фигур искусства аутсайдеров. Его рисунки продаются за десятки тысяч долларов. Книги издаются в кратком содержании - вряд ли найдется издатель, готовый выпустить эти тысячи страниц в полном виде. Документальный фильм “In the Realms of the Unreal” содержит детали биографии Генри Дарджера и выдержки из его рукописей.
Дарджер явно не был заинтересован в признании для своих работ. Он единственный автор из этого списка, к которому слава пришла только после смерти. Случись, это чуть раньше, может быть он почувствовал бы гордость за свои творения, а может стал бы уклоняться от их авторства.
Так или иначе, очень тяжело читать последнюю запись в его дневнике, и, наверное, ему, действительно, не следовало знать, какой успех его ждет:
“1 января 1973. У меня было самое плохое Рождество. Никогда в жизни у меня не было хорошего Рождества или Нового Года, но в этом году... Мне очень горько, но к счастью я не мстителен. Я чувствую, что где - то должны быть такие же как я... ”
Генри повезло с соседями вообще и с домовладельцем в частности, т.к. им оказался Натан Лернер (1913-1997) — выпускник Нового Баухауза, известный фотограф, дизайнер, преподаватель, который — по определению «Нью-Йорк Таймс» — «был неразрывно связан с историей визуальной культуры в Чикаго».
Этот человек не выбросил найденное на помойку, а устроил маленькую выставку в комнате Генри.Со временем мнение мистера Лернера о ценности работ мистера Дарджера разделили и другие люди.При жизни Генри о его существовании знали только соседи, считая его всего лишь бедным и странным человеком. После своей смерти он стал культовой фигурой в американской контр-культуре.