Ярлыки

18+ 2 Стенберг 2 А. Ступин Абраксас Аксели Галлен-Каллела Александр Петросян Александр Тышлер Алексей Юпатов астролоХия Атласы и карты Боги и приближенные Борис Михайлов Василий Кандинский Василий Шульженко Вася Ложкин Виктор Пивоваров Владимир Дудкин Владимир Любаров Владимир Татлин Владимир Яковлев Володимир Лобода Гелий Коржев Гермес/Меркурий Дизайн & ART Дмитрий Бальтерманц Дмитрий Краснопевцев Дьявол Евгений Бутенко Живопись Здоровье Иван Крамской Игральные карты История Кадр! Казимир Малевич Карл Юнг Кино Кузьма Петров-Водкин Лазарь Лисицкий Лаокоон Лёня Пурыгин Луна Люди Маньеризм Междуречье/Вавилон Меламид и Комар Микалоюс Чюрлёнис Мифология Михаил Клочков Михаил Шемякин моей камерой На бумаге Наука / около науки / Tech Не наука. Критика Никита Поздняков Николай Вечтомов Николай Калмаков Павел Филонов Парис Пётр Дик Религии ретро/старина Роман Минин Селена / Диана / Артемис Серапис символы Собаки & Co Солнечная система Солянка социум СПИД СССР-РФ Стихии Таро Тень ТРИВА фашизм Физиогномика Философия Церера / Деметра Цугухару Фудзита ШЗ Элевсинские мистерии Эрик Булатов Этника Afarin Sajedi Agostino Arrivabene Al Johanson Alberto Giacometti Albrecht Durer Alex Gross Alfred Kubin Ami Vitale Anders Krisár Andre Kertesz Andre Masson Andreas Feininger Andreas Gursky Andrew Wyeth Andy Kehoe Andy Lee Annie Leibovitz Anthony Freda Anton Corbijn ART - неформат Arthur Tress Austin Osman Spare Basil Ivan Rakoczi Beautiful Earth Bernard Buffet Bill Brandt Björk Bolesław Biegas Brassaï Burial Burton Pritzker Canaletto Cars Caspar David Friedrich Charles Le Brun Daniel Martin Diaz Daniel Richter David Alan Harvey David Hockney David Salle David Sims Davide Bonazzi Death Diego Rivera Diego Velazquez Diego Velázquez Dolk Lundgren Dorothea Lange Edvard Munch Edward Hopper Egon Schiele Elihu Vedder Elliott Erwitt Ernst Haas Ernst Stöhr Erwin Olaf Ethan Murrow Eyvind Earle Federico Babina Ferdinand Hodler Ferenc Pinter Fernand Leger Francesc Català-Roca Francesco Clemente Francis Bacon Francis Picabia Francisco Goya Franco Gentilini François Rabelais František Kupka Franz Mark Franz von Stuck Fred Martin Frédéric Benrath Freeman John Dyson Frida Kahlo Fun Geoffroy De Boismenu Georges Braque Georges Seurat Gil Elvgren Gilbert & George Giorgio de Chirico Giorgio Morandi Giotto di Bondone Giuseppe Maria Mitelli Gustave Dore Gustave Moreau Hans Baluschek Hans Burgkmair the Elder Hans Christian Andersen Hans Giger Heckel Jürgen Helmut Newton Hendrick Goltzius Henri de Toulouse Lautrec Henrik Knudsen Henry Darger Herb Ritts Herluf Bidstrup Hilma af Klint Hokusai Humor Irving Amen Irving Penn Jacek Yerka Jack Kerouac Jacques Henri Lartigue Jake Baddeley Jan Saudek Jan Vermeer Jared Lim Jean Fautrier Jean-François Millet Jean-Michel Basquiat Jeff Wall Jheronimus Bosch Jimm Carrey Joan Miro Joe Tilson Joel-Peter Witkin Johann Heinrich Füssli Joseba Eskubi Juan Gris Juan Martinez Bengoechea Juha Arvid Helminen Jules Dupré Julius Diez Kalle Gustafsson Kathe Kollwitz Keith Haring Ken Currie Kurt Schwitters Leah Saulnier Lee Miller Leonardo Da Vinchi Leonora Carrington Lewis Wickes Hine Loui Jover Lucas Zimmermann Lucian Michael Freud Lucien Lévy-Dhurmer Lucio Fontana Luigi Bussolati Lyonel Feininger Man Ray Marcel Duchamp Mark Rothko Masahisa Fukase Massive Attack Matthew Barney Matthew Rolston Maurits Cornelis Escher Max Ernst Mikael Jansson Mitch Dobrowner Music Neo Rauch New York Nick Knight Nick Veasey Nicolas de Staël No respect OBEY Occult Oscar Dominguez Oscar Howe Otto Dix Outmane Amahou Pat Perry Paul Cadmus Paul Cézanne Paul Delvaux Paul Laffoley Peter Keetman Pierre Soulages Pieter Bruegel de Oude Pilar Zeta Powell Survey Radu Belcin Ralph Gibson Randy Mora Ray K. Metzker Remedios Varo Renato Guttuso René Magritte Ricardo Cavolo Richard Estes Richard Prince right life Robert Del Naja Robert Longo Roberto Matta Roy Lichtenstein Ryan Hewett Sam Abell Santa Muerte Saul Bass Sebastião Salgado Sergio Toppi Sigmar Polke Simon Larbalestier Simone Martini Sophisticated Stanley Kubrick Stanley Milgram Stars Steve Mills Storm Thorgerson style The look Theodor Kittelsen Timothy Leary Tom Deininger Toni Schneiders TOP's Travel Travis Collinson Universe Vaughan Oliver Vincent van Gogh Wayne Thiebaud Werner Schnelle Wilhelm Sasnal Willi Sitte William Barry Roberts William Blake William Conger William Eggleston Wolfgang Paalen X-files Yayoi Kusama Zaha Hadid Zichy Mihaly ψ

50 лет славы рок н ролла : история 1956 – 2006.



Рок-н-ролл - стиль популярной музыки, зародившийся в 1950-х годах в Америке и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применяется при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж,  рокабилли и т.п.
Начать нужно с того, что это была революция. Она изменила жизнь целого поколения и, стало быть, без нее судьба следующих поколений была бы иной. Она захлестнула весь мир. Она изменила ход истории. Она напугала власти и заставила взрослых подвергнуть себя переоценке. Отличительной чертой этой революции был ее бескровный характер - вещь поразительная для такого глубокого переворота. 

Для тинейджера 50-х рок-н-ролл был переворотом буквально во всем: в манере одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах на мир, на власти, на родителей. Но самое главное -- переворотом во взглядах человека на самого себя. До рок-н-ролла молодые люди в возрасте от 12 до 20 лет представляли собой либо детей-переростков, либо взрослых-недоростков. И те, и другие полностью следовали взглядам родителей. Они одевались, подражая родителям, в общем и в целом их вкусы являлись миниатюрным отражением вкусов родителей.
Рок-н-ролл все это смел. Он создал обособленное племя, со своими ритуалами, своей униформой, своими тайнами, своим языком, своей музыкой. Это была необычная - шумная, грубая, крикливая музыка, с мощным зарядом энергии и маниакальным, пульсирующим битом. Ее невозможно описать. Ее можно слушать, можно чувствовать. О да, именно чувствовать, но ее нельзя разложить по полочкам и подвергнуть анализу.
Практически одновременно и независимо друг от друга, неизвестные в то время никому чернокожие музыканты  Юга США стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неслышанного до этого звучания. Билл Хэйли вовсю использовал негритянский сленг в начале 1950-х гг. в своих  песнях, основанных  на стилях кантри с примесью джаза и буги-вуги. 

Вообще, сам термин «рок-н-ролл» изобрел нью-йоркский диджей Алан Фрид, позаимствовав его составляющие из негритянского жаргона, где и rock, и roll имели скорее эротический, чем музыкальный подтекст. Поэтому, когда молодой водитель грузовика из Мемфиса Элвис Аарон Пресли в 1954 году выпустил сингл «That’s All Right Mama» и принялся трясти бедрами по американскому ТВ, белая аудитория влюбилась в него навсегда. Рок-н-ролл родился!




Рок-н-ролл явился первым стилем в современной поп музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и черными исполнителями, что немного снизило расовую накалённости тех лет при том, что этот жанр был абсолютно вне политики. Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма много исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни — придавая им при этом рок-н-ролльное звучания.
Элвис сразу стал секс-символом зарождающегося стиля, а его гимном стала песня, сочиненная Биллом Хейли. Этот упитанный провинциал играл рок-н-ролл задолго до появления термина, и когда весной 55-го компания Decca переиздала его песню «Rock Around The Clock», она стала мегахитом. Сорокапятка с песней продалась тиражом 25 млн. экземпляров — это было началом рок-н-ролла как глобального феномена.
В то время, как рок-н-ролл завоевывал все большую популярность, родители с тревогой наблюдали за тем, как на их глазах меняются дети. Они (дети) щелкали пальцами и шевелили челюстями, залепленными жевательной резинкой, в такт дикому шуму, исходившему от семейного проигрывателя. Они начали как-то странно одеваться и говорить на непонятном языке. А газеты тем временем кричали о хулиганстве, о преступности молодежи, о росте насилия. Повсюду слышался новый термин — "юные правонарушители".
Действительно, молодежь стала представлять серьезную угрозу для взрослых. Чтобы убедиться в этом, достаточно было обратить взгляд на то, что творилось в кино. Юные хулиганы становились кинозвездами: Марлон Брандо, похожий на бандита, не умеющий связно выразить ни одной мысли — и вот, пожалуйста, он уже киногерой, вожак мотоциклетной банды в фильме «The Wild One» (Дикий), который был настолько шокирующим, что англичане запретили его у себя. Или Джеймс Дин, пропащий тип с неуклюжей походкой, озлобленный против всех — в фильме «Rebel Without A Cause» (Бунтарь без причины) он порывал со своей добропорядочной родней и шел в преступники.

1956

Черные музыканты и не думали отставать от белых собратьев; в конце концов рок-н-ролл был не чем иным, как взрывной смесью негритянских музыкальных стилей. Первой черной звездой жанра стал Чак Берри, написавший дюжину гениальных хитов, среди которых, разумеется, «Rock and Roll Music». Заодно Берри заложил основы рок-н-ролльного поведения на сцене — от утиной походки до имитации базедовой болезни и стал первым виртуозом рок-гитары — Джими Хендрикс и Принс вовсю снимали с дедушки Чака всю его харизматическую эксцентриаду. Забавную псевдоэкранизацию исторического момента изобретения Чаком его фирменного стиля игры  можно лицезреть в блокбастере «Назад в будущее».



1957

Полку рок-н-ролльных кумиров прибыло: уроженец колхозного штата Вирджиния, амбициозный красавец со скверным характером Джин Винсент изобретает рокабилли (рок-н-ролл + hillbilly, «деревенский дурачок» — направление кантри). В отличие от гламурного Элвиса, Винсент носил узкие джинсы, сверкал татуировками и курил Camel без фильтра. Именно он впервые продемонстрировал миру все пороки настоящего рокера.
В этот же год свой первый взлет осуществил самый сумасшедший герой рок-н-ролла Литтл Ричард. Признанный невменяемым на всех своих многочисленных судебных процессах, напыщенный пижон, неуч и шизофреник, ему все прощали за звериный драйв и рифмованную чушь «Tutti Frutti» и «Good Golly Miss Molly». В отличие от «жившего быстро и умершего молодым» Винсента, Ричард и сегодня, в свои «глубоко за 80», подозрительно бодр и свеж.





Вообще В 1956—57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звездными исполнителями — Карл Перкинс, Джэрри Ли Льюис, Бадди Холли, Эдди Кокран — внесшими новые приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов. «That`ll Be The Day», «The Crickets» и «Peggy Sue» Бадди Холли стали золотыми дисками. Особое место в истории  рок-н-ролла занял Линк Рэя, чья композиция «Rumble» (1957) оказала огромное влияние на развитие гитарной музыки. 

1958

Элвис отправляется служить в армию, поэтому вместе с сержантом Пресли мы на два года перемещаемся в Европу: Элвис на американскую военную базу в Германию, а мы в старушку Англию, где успехи американцев в изобретении самой актуальной и заводной музыки, естественно, не могли не найти отклика. Там появляются первые местные рокеры — Клифф Ричард, Адам Фейт и Лонни Доннеган. Несмотря на копирование американских образцов, в их песнях слышался кокни-акцент и свежее British-cool-настроение. И, кстати, в Ливерпуле в церковном саду уже встретились 17-летний Леннон и 15-летний МакКартни.




1959

В этом году произошла первая трагедия в стиле рок — на частном самолете разбились кумир всех рок- ботаников Бадди Холли  и первый латинский суперстар Ричи Вэленс («La Bamba»). 




Влияние этих персонажей на современную музыку можно например проследить по хиту американской группы Weezer, который так и называется «Buddy Holly» (суперклип Спайка Джоунза!). Для Дона Маклина (Don McLean) в «American Pie» и для многих из поколения 50-х день гибели Бадди Холли был «Днем, когда умерла музыка». Стоит также отметить и смерть таких музыкантов как:   Биг Боппер и Билли Холидей. Именно в 1959 году лучший гитарист всех времен и народов Джимми Хендрикс купил себе первую электрогитару. Этот последний для 50-х музыкальный год подарил миру «Jaywalker» Cadillacs. Таже вышел в свет хит «Smoke Gets In Your Eyes» от The Platters. Эдди Кокрен подарил миру замечательную музыкальную композицию «Teenage Heaven» а уже нашумевший в мире музыки своим успехом Чак Берри создал «Back in the USA». Не забыл напомнить о себе и Фрэнк Синатра, выпустивший «High Hopes».

1960

Вернувшийся из Армии Элвис узнает, что у него появился мощный, хотя и скоротечный конкурент. За время его отсутствия чернокожий певец и танцор Чебби Чеккер подарил миру новый танец твист — ночной кошмар комсоргов и пенсионеров. Достаточно вспомнить  битловскую «Twist And Shout».  



Это лишь один из отчетливых отголосков краткосрочного танцевального безумия 1960 года. Вообще, 1960 год стал для мира музыки переломным так как в этом году была сформирована легендарная команда The Beatles, что повлияло на развитие многих музыкальных направлений 20 и 21 в.в. Ушел великий музыкант Эдди Кокран.

1961

Если 50-е были по преимуществу годами подъема белого рока, то 60-е, и особенно их первая половина, в Америке — время расцвета черной поп-музыки и соула. Виноват в этом прежде всего удачливый композитор и, несомненно, гениальный менеджер Берри Горди-мл., который, заняв у отца денег, основал лейбл Motown records



Первыми подписантами лейбла стали Смоуки Робинсон, Марвин Гей и Стиви Уандер. Скоро мотаун-стиль, вобравший элементы соула, фанка и городского блюза, начал выдавливать из чартов все остальное. Что и закончилось в наши дни почти полной победой r'n'b над роком. 1961 год подарил миру первые нашумевшие выступления легендарных The Beatles. Этот год стал датой рождения знаменитой американской музыкальной группы The Beach Boys. Также данный год стал стартом для выпуска легендарной серии гитар «Gibson SG». Таланты из The Shadows в 1961 году выпустили популярную музыкальную композицию «The Savage», а Дэл Шеннон подарил миру песню «Runaway». 




1962

На этом первый, индивидуалистический этап развития рок-н-ролла, закончился. Элвис ушел сниматься в кино, и на авансцену выходят рок-группы, впитавшие достижения отцов-основателей и развернувшие их в сторону стилистического разнообразия и коллективного творчества. 



Parlophone выпускает битловскую сорокапятку «Love Me Do»; до этого ливерпульская четверка в основном играла в Гамбурге рок-н-ролльные каверы за пиво и баварские колбаски. «Love Me Do» добралась до 17-й позиции в национальном хит-параде. До начала битломании оставались считанные дни. 1962 -ой стал началом музыкальной карьеры для Стиви Уандера. 



1963

Америка отвечает своей первой великой рок-группой — квинтет The Beach Boys заиграл в новом стиле серф-рок (ангельское многоголосие плюс заводные рок-ритмы). Для братьев Уилсонов, их кузена Эла Жардина и школьного друга Майка Лава музыка была скорее хобби, но после успеха изданного в этом году шедевра «Surfin’ USA» (самая успешная пластинка в США) они окончательно решили зарабатывать музыкой. 



В этом же году вышел альбом Боба Дилана «The Freewheelin' Bob Dylan» — оказалось, рок может быть не только саундтреком к вихлянию бедрами, но и интимной поэтической исповедью. Песня «She Loves You»  и альбом «With the Beatles» от The Beatles – блокбастеры в Великобритании. Данный год прославил Джонни Кеша и Роя Орбисона с хитами «Ring of Fire» и «Blue Bayou» соответственно.

1964

«Британские родители сейчас единодушны в своей неприязни к этим косматым личностям», — писала «Дейли Миррор» про The Rolling Stones, выпустивших три сингла и вслед за The Beatles отправившихся в США. Англичане мстили американцам за многолетнее музыкальное унижение, американцы ответили зловещим термином «британское вторжение». В этой динамике американо-английских взаимовлияний вся история рока. 



Западная музыка все больше и больше прославляла Боба Дилана и The Rolling Stones, котрые отличились в этом году огромной продуктивностью. Песни Дилана о расовом угнетении и угрозе ядерного уничтожения сразу же превратились в гимны, а песня «Времена - они меняются» прозвучала первым предупреждение о растущей общественной напряженности. 9 февраля 1964 года Битлз предстали перед 70 миллионами американских телезрителей. Это было историческое событие. Оно навело мосты между странами и стилями, оно же создало новые границы - между эпохами и поколениями. 

1965

Одним из главных агентов американского влияния в Британии был вспыльчивый и перманентно нетрезвый провинциал Эрик Клэптон. Эрик был адептом ритм-н-блюза, всегда считавшегося исключительно американским черным стилем. Он совместил корневой дельта-блюз с энергетикой рок-н-ролла — так родился «блюз с голубыми глазами». В это время за океаном расцветает эсид-(кислотный) рок — Gratеful Dead формируют поколение фанатов рока, слушающих музыку исключительно под кайфом. 



1965 год стал датой образования многих величайших музыкальных групп, что не только купались в море славы, но и предопределили развитие музыки на пол столетия вперед. Среди них : Jefferson Airplane, The Velvet Underground, Scorpions, The Doors и Pink Floyd. Также данный год подарил миру второй фильм от Битлз с названием «Help!», который являл собой музыкальную комедию. Лучшими хитами становятся: «Like a Rolling Stone», «I Cant Get No Satisfaction», «My Generation», «Yesterday», «In My Life», «People Get Ready», «Help!», «The Tracks of My Tears», «California Girls», «I Got You», «Mr. Tambourine Man», «Norwegian Wood», «My Girl», «California Dreamin» и «Gloria». 


Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света тем самым «британским вторжением»  середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. особенно Чака Берри и Литла Ричарда были заново перепеты британскими группами,в то же время начинает использоваться общий термин — «рок».
Во второй половине десятилетия на рок обрушились беды: Битлз объявили якобы об окончательном прекращении концертной деятельности, в 1966 году Боб Дилан попал в автокатастрофу и на целый год был выключен из творческого процесса, в 1967 году за хранение наркотиков были арестованы Мик Джаггер, Кейт Ричардс, Брайн Джонс – парни из Роллинг Стоунз. Но зато в сан-францисском районе Хейт-Эшбери начало оживать нечто утопическое: здесь, на фундаменте религиозной эклектики, вырастала своеобразная рок-коммуна. Расцветавшую идею Всемирной Любви провозгласили опять-таки Битлз, после почти годового молчания выпустившие «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера». 




Психоделическую и авангардную эстетику, которой был проникнут альбом, изобрели, разумеется, не они - они лишь выделили в чистом виде квинтэссенцию всего, к чему стремились другие, а в результате - вновь безошибочно выразили овладевшее молодым миром стремление к независимости, к собственным ценностям и идеалам. «Сержант Пеппер» определил суть новой музыкальной эры, он доказал, что рок стал искусством, а искусство, в свою очередь, - основной формой общения масс; он, наконец, внедрил в бесконечно бунтующий, беспокойный рок мечту о любви и духовном единстве. Но рок не в силах был удержаться на этой высшей своей точке. К моменту, когда идеи Битлз выплеснулись на улицы, Хейт-Эшбери уже превратился в гигантский притон, в котором правили бродяги, воры и лжепророки да кокаин с героином. В обществе назревало противодействие рок-культуре. Наступило время газетной паники и возрастной дискриминации. Это была эпоха идеализма и антиматериализма, стремления создать альтернативное общество, основанное на всеобщем равенстве. Столицей этого нового общества был район Сан-Франциско в границах Haight Street и Ashbury Street. Здесь молодые люди, «выпавшие» из конвенционального общества, собирались в небольшие компании, чтобы покурить «дурь», поторговаться в лавках, где продавалась всяческая психоделия, испытать новое сексуальное переживание и, обрядившись в измятые мадрасские х/б одежды, участвовать в совместном опыте молодежного трайбализма в одном из просторных танцевальных залов Сан-Франциско. 

1966

А кто, как не Джим Моррисон, был самым популярным пропагандистом кислотного открывания музыкальных «дверей» в иные сферы? Студент-недоучка, революционер духа, поэт и мистик, он был одним из первых идеалистов рока и одной из первых его жертв. В каком-то смысле лидеру The Doors Америка обязана и своим первым панк-бумом (тогда эта музыка называлась гараж). 



Молодой Игги Поп копировал Моррисона и тоже любил показать публике член; публика, однако, не въехала в его музыку а к моменту пришествия Джонни Роттена забыла совсем. И тому достались все лавры. Cream были основаны именно в этом году. Среди прочих важных событий для музыкального мира стоит отметить также последний концерт группы The Beatles.  Испания родила нечто уникальное – хит  Los Bravos – «Black is Black».



1967

Рокеры откликнулись вавилонским смешением жанров; появились первые хард-рок-формации (Blue Cheer, Deep Purple), зашевелился арт-рок (Pink Floyd, Van Der Graaf Generator), вылупилась плеяда гениев-экспериментаторов — Фрэнк Заппа, Кэптен Бифхарт, Артур Браун, группа Can и др. Рок стал настоящим варьете (от англ. variety — разнообразие). Именно в этом году массовой популяризации добились музыканты  Джими Хендрикс, а также Дженис Джоплин. 



Увидел свет «Are You Experienced» — дебютный альбом группы The Jimi Hendrix Experience - альбом показал высочайшее мастерство Джими Хендрикса как гитариста-новатора, композитора и сделал его суперзвездой. Развитие рок-музыки набрало невиданных до этого оборотов, были заложены фундаментальные основы для музыкальной психоделики. 




Музыкальную культуру с этого года пленила армия появившихся хиппи, культура которых тесно переплеталась с миром музыки. Как следствие этого - тексты песен, написанных начиная с данного года, содержали множество принципов и постулатов хиппи-культуры. Пришло время больших концертов на открытой местности, где собирались сотни тысяч не только хиппи, но и меломанов с даже отдаленных уголков. Было также создано много альбомов, которые на данный момент красуются в топ-500 от авторитетного музыкального издания «Rolling Stone». Случился первый собственный концерт группы The Who, Pink Floyd имели первое выступление с их квадрофоническим качественным звуком, состоялся фестиваль музыки в Монтерее, который стал одним из наиболее значимых для истории рока. 
Начал работу один из самых авторитетных и уважаемых журналов о культуре ( и музыке в первую очередь)  в мире - Rolling Stone .

1968

Одним из новых и не самым приятным элементом этого разнообразия стало появление «сфабрикованных» рок-групп. Американский квартет Monkees был создан циничными молодыми телепродюсерами в попытке дать коммерческий ответ британскому вторжению — группа и ее  телешоу практически не существовали отдельно друг от друга. Это была первая и самая удачная искусственная рок-группа — прообраз Smokie, Bay City Rollers и Village People. Вскоре после того, как в марте 68-го вышел последний эпизод-шоу, Monkees распались. 



В январе 1968 года Боб Дилан выпустил «John Wesley Harding » - альбом, вроде бы все еще исследующий здоровье нации, распадающейся изнутри, но уже совершенно лишенный красок и вызывающе-дерзкий в своей акустической простоте. Этот альбом привел к полному пересмотру рок-н-ролльных ценностей. Вновь вспыхнул интерес к блюзовым гитаристам, в хит-парадах зазвучали госпелз, получили признание группы акустического звучания, как-то по-новому стали относиться даже к исполнителям кантри-энд-вестерна. Легендарные Led Zeppelin родились. Также это начало истории Deep Purple.

1969

Последний год великой рок-декады оказался и самым драматичным. Он вместил в себя пик — рок 60-х и их символический конец. Пиком стал легендарный Вудсток, самый известный фестиваль в истории рока, на котором выступило подавляющее большинство звезд того времени. 




Героем фестиваля стал Джими Хендрикс, исполнивший перед полумиллионным скоплением тел рваную блюзовую версию американского гимна, ставшую музыкальным символом конца 60-х. Символический конец эпохи — концерт The Rolling Stones в Алтамонте, когда в самый разгар шоу байкеры из банды «Ангелы Ада» зарезали подростка-негра.  1969 год стал годом основания таких музыкальных идолов 20 века, как: High Tide, Hawkwind, King Crimson, Magma, Uriah Heep, Emerson, Black Sabbath, Lakeside, Off Course, Deep Purple.  Хиты года : «Sugar Sugar» от Archies, «Abbey Road» от The Beatles, «Led Zeppelin II» от Led Zeppelin.

1970

Прагматичным и барочным 70-м было суждено стать кривым зеркалом 60-х — это было очевидно уже в самом начале десятилетия. В течение года отправляются в мир иной Хендрикс, Джоплин и Моррисон — святая троица рок-божеств 60-х. Битлы распались, роллинги отправились в налоговое изгнание на Лазурный берег, лидер Beach Boys Брайен Уилсон сошел с ума. На авансцену выходят глэм-, арт- и хард-рок (и прежде всего его единственные гении Led Zeppelin). Джимми Пейдж принес в классический блюз свое собственное понимание этой музыки, его чувство гитары было поистине уникальным (не говоря о технике игры),он тщательно вырисовывал каждый звук. Мощнейшая ритм-секция и уникальный для белого певца негритянский тембр голоса Роберта Планта сделали подражание Лед Зеппелин невозможным. Импровизация, на которой основывалось творчество этой команды имела и свою обратную сторону композиции были, как правило, длинными и радиостанции отказывались их транслировать. 1970 год порадовал мир сольниками от Ринго Стара и Джона Ленона. 




1971

Британия упивается новой сладкой заразой — мистико-эротическим глэм-буги кудрявого коротышки Марка Болана и его группы T.Rex. Хиты «Get It On» и «Hot Love» гремят из каждого английского окна. На их фоне первую пластинку Боба Марли «Catch A Fire» оценил лишь Клэптон, позаимствовавший оттуда свой хит «I Shot The Sheriff». 



Знаменательный во всех отношениях 1971 год стал началом творческой деятельности таких музыкальных коллективов, как «Queen», «Roxy Music», «Electric Light Orchestra». Случилась первая постановка рок-оперы под названием «Иисус Христос - суперзвезда». 
Наибольшей результативностью в создании музыкального материала добились:  The Beach Boys, Black Sabbath, Дэвид Боуи, Deep Purple, The Doors, Emerson, Lake & Palmer, Марвин Гей, Jethro Tull, King Crimson . Увидела свет хитовая музыка от Slade.  Джордж Харрисон  выпускает замечательный хит «Bangladesh»  а «Imagine» от Джона Леннона стала ярким примером музыкального мастерства от великого артиста.

1972

Концептуальный прорыв Дэвида Боуи «The Rise And Fall Of Ziggy Stardust» спровоцировал массовое помешательство фэнов: им повсюду мерещились инопланетяне и марсианские пауки. Тогда же в поместье МакКартни нагрянули бобби, обнаружили у него лист зеленый, лист резной и посадили в КПЗ. Интересно, что мерещилось будущему сэру Полу? По миру гремит «Stairway to Heaven» от Led Zeppelin. 



1973

Этот год  был особенным для всего музыкального мира. Он отличился в мировой истории основанием сразу двух легендарных рок-групп 20 века: Kiss и AC/DC, а также первым столь крупным благотворительным концертом мирового масштаба от Элвиса Прэсли. Еще одним достоянием года стали дебютные альбомы знаменитых группы: Greetings from Asbury Park, а также Queen. Блеск и безумие 70-х достигают апогея: Элтон Джон выпускает поп-глэм-шедевр «Goodbye Yellow Brick Road»! Roxy Music топит публику в эротической паранойе «For Your Pleasure»! Pink Floyd путешествуют по «Темной стороне луны»! Америка отвечает триумфом Kiss!




В середине 70-х начинается зарождаться новый стиль рок-музыки - хэви метал. Логически он продолжает идеи хард-рока, выделив из музыки хард-роковых групп исключительно мощные гитарные риффы, доведенные до виртуозности соло и канонадные ударные.Толчком к появлению хэви-метал послужило творчество группы «Black Sabbath», в отличие от других хард-роковых групп они достигают более тяжелого звучания. Полностью были исключены клавишные, исчезли фольклорные напевы, никаких любовных песенок, никакой ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады. Ужасы и оккультная тематика песен стали визитной карточкой этой команды, которые стали неожиданно очень популярными среди студенческой молодежи. На самом деле сверхужасного в их песнях ничего не было - тексты песен больше напоминали сказки для взрослых. Вышедший в декабре 1973 года «Sabbath Bloody Sabbath» стал первым альбомом группы, получившим положительные рецензии, в том числе и в Rolling Stone, рецензент которого Гордон Флетчер назвал пластинку «необычайно захватывающей» и «несомненно удачной». Альбом, названный рецензентом Allmusic «шедевром» и «неотъемлемой частью любой хеви-метал-коллекции».



1974

Шизофренически бодрая  композиция «Autobahn» тевтонских электронных кудесников Kraftwerk проникает в хит-парады цивилизованных стран. Хотя большинство простых слушателей осталось в твердой уверенности, что это саунд-подкладка под хардкор-порно про роботов, нашлись и такие, кто понял — рок и гитары могут существовать отдельно. Например, экс-клавишник Roxy Music Брайен Ино, через пару лет придумавший эмбиент. Год ознаменовался дебютными выступлениями многих групп, среди которых должное нужно отдать панк-рокерам «Ramones», что дали первое шоу в Нью-Йорк, а также «Van Halen», что имели первый концерт в клубе Билла Газзарри и «AC/DC» с первым официальным концертом для Бона Скотта как вокалиста.

1975

Это был год музыкальных шедевров от  Боба Марли, Боба Дилана, Брюса Спрингстина, Led Zeppelin, Queen и Pink Floyd. Queen выпускают сингл «Bohemian Rhapsody», ставший историческим. Во-первых, никто и представить не мог, что можно так органично и вдохновенно смешивать рок и оперу. Во-вторых, на эту песню был снят первый видеоклип. И в-третьих, возвращение «Рапсодии» на вершину хит-парада в гранжевом 91-м было уж совсем невероятным.



1976

Английский олигарх от шоу-бизнеса Боб Сарджент, предлагает Леннону, МакКартни, Харрисону и Старру £30 000 000 за совместное выступление под маркой The Beatles. Такое «ожирение» классического рока не могло закончиться для него ничем хорошим. И не закончилось: грянуло «лето панка», и новые кумиры поколения — исколотые булавками Sex Pistols, ряженные под вампиров The Damned и сумрачные готы Siouxsie and The Banshees — принялись с энтузиазмом скидывать с корабля современности прежнюю рок-музыку. Во многом она это заслужила. 
Первые панк-рокеры с криками «эту музыку может играть каждый !» повыскакивали в Англии еще в 1975 году. Начинали они не на пустом месте: основы жанра были разработаны американцами, стиль жизни - группой New York Dolls, манеры игры - группой  Ramones, общий настрой - Игги Попом, а поведение на сцене - Лу Ридом ( тот всю первую половину 70-х занимался тем, что орал на публику, оскорблял ее и поминутно уходил со сцены). Панк-рок мужал, но вылезти из подвалов и маленьких клубов ему не удавалось - вождя недоставало. 



Историческое событие произошло 10 октября 1976 года: Терри Слейтер из фирмы EMI зашел в лондонский бар «Клуб 100». В баре выступала банда Sex Pistols, Терри Слейтер представил, как она может выглядеть перед большой аудиторией, и предложил контракт. К тому времени группа существовала уже год, и начало ее карьеры было многообещающим: во время выступления в лондонском колледже Св. Мартина директор благородного учебного заведения попросту вырубил электричество. К моменту заключения контракта  эти парни уже были широко известны в узких кругах. Уже через 2 месяца представители EMI заявили, что контракт был ужасной ошибкой: «Сексуальные пистолеты» в первом же, моментально ставшим классикой жанра, сингле «Анархия в соединенном Королевстве» ухитрились оскорбить религиозные чувства граждан. 
Позже в телешоу  «Today» вокалист Джонни Роттен выдал съязвившему на его счет ведущему отборный набор ругательств. Контракт был расторгнут.



1977

Ничто так не поспособствовало лету панк-ненависти, как 25-летний юбилей воцарения Королевы Елизаветы. Перезаключившие контракт  Sex Pistols отправились в круиз по Темзе и салютовали Букингемскому дворцу, словно драная команда пиратского судна. Музыканты записали второй сингл «Боже, храни королеву», и на восьмой день сотрудничества коммерческий директор кампании смог выдавить из себя только два слова: 
«Я передумал». Сингл удалось пристроить только к маю 77-го, и он сразу же стал хитом . Молодняк стонал от восторга - панк-рок стал модой. Скандалы, связанные с панками, можно было найти в любой газете. 



Тем временем рок-н-ролльщики оплакивали кончину Короля — Elvis is Dead! Смерть первого рокера в год панка была более чем символичной. INXS и Def Leppard родились.

1978

Классический панк-беспредел длился от силы год. Вскоре панки научились играть разную музыку: так, веселые лондонские оболтусы Madness, Specials и Bad Manners адаптировали ямайский стиль ска, а квартет буйных юнцов The Clash и троица немолодых виртуозов The Police объединили регги и панк. 




Вскоре любое эклектичное слияние постпанк-стилей будут называть новой волной.1978-ой подарил миру  «Simple Minds», финальный концерт от Sex Pistols и фестиваль «Rock in Opposition» в Лондоне.

1979

Сам Джонни Роттен, ныне Джон Лайдон, с помощью великого басиста Джа Уоббла скрещивает рок с дабом (Public Image Ltd., «Metal Box»). Тем временем от передоза умирает Сид Вишес — панк-поколение обретает live-fast-die-young-идола. Умение играть — ничто, имидж — все. Заповедь Вишеса и поныне претворяют в жизнь бесконечные одноразовые рок-группы с односложными названиями.  
Успех Judas Priest : критики всячески издевались над группой (как правило предметом насмешек служили прямолинейные тексты без всякого намека на юмор), но в молодежной аудитории,увлеченной  «новой волной английского металла», Judas Priest стали кумирами. Это подтвердилось в 1979 году, когда сингл «Take on the World» стал хитом. Начало Iron Maiden - известность на родине пришла в 1979 году, когда композиция «Running Free» попала в «горячую тридцатку». В тоже время группа выступила с концертной программой в передаче «Top of the Pops», став второй после The Who командой, которая удостоилась этой чести в 1973 году. Основание студии звукозаписи «2-Tone», что стало началом второй волны ска-музыки в Англии.

1980

К концу 70-х юные англичане устало опустили разноцветные головы, и вот тут-то на свет божий вышли все те, кто, сосуществуя с панк-роком, панками не являлись. Распад  Sex Pistols а вслед за ними и упадок панк-рока обозначили длившийся больше двадцати лет конец эры Классического рок-н-ролла. Далее начиналась новая эра...Наступление десятилетия совпало с воцарением в США республиканцев во главе с Рейганом. Рок- сообщество протестует очередной обоймой смертей : барабанщик Led Zeppelin Джон Бонэм и вокалист AC/DC Бон Скотт умирают от пьянства, Леннона убивает фэн-маньяк Чэпмен, а вокалист Joy Division Иен Кертис вешается. В 1980 году австралийцы «AC/DC» выпускают эпохальный альбом «Back In Black», который до сих пор является одним из самых продаваемых рок-альбомов.  Рождение Depeche Mode.




1981

Музыку, пришедшую на смену, назвали пост-панком, хотя правильнее было бы пост-роком. Выросшая где-то внутри рока, она произошла не от негритянских ритм-энд-блюзов, а скорее от белой классики. Ослепленная роком аудитория не заметила подмены, и в 80-е пост-панк под псевдонимом «новая волна» начал триумфальное шествие по Европе.  Год воцарения «новой волны» в чартах. Усилия Kraftwerk на синти-почве не прошли зря: Culture Club, Ultravox и Depeche Mode правят бал. Многоступенчатый проект ирландцев Virgin Prunes «New Form of Beauty»: рождение панк-авангарда. Soft Cell выпускают «Tainted Love»: начало гей-электро.




1982

Тем временем рок-Америка готовится к своему великому прорыву, который произойдет на заре следующего десятилетия: Нил Янг, вечный бунтарь и политскандалист, выпускает альбом «Trans», считающийся предтечей гранжа. На его концертах отрываются юные Кобейн и Веддер. Начинает зарождаться новая музыка - трэш метал. Трэш вобрал в себя панк-рок и хэви метал, вобравши в себя жесткость, скорость первого и мелодичность второго. Трэш стал самым тяжелым направлением музыки, в основном это было достигнуто за счет доведения скорости игры до физического предела, максимальным искажением звука гитары. «Metallica» начинает свое шествие.

1983

80-е вместе с гонкой вооружений наращивали тотальную рок-гигантоманию: главной целью поп-музыки (и Голливуда) стало продать как можно больше и как можно дороже. Тут вовремя подоспел «Thriller'» Майкла Джексона, установивший новые стандарты тиражей. Одновременно выходят «Kill ‘Em All'» Metallica и «Shout at the Devil» Motley Crue . 1983 год был датой создания многих известных музыкальных групп, среди которых Megadeth, Red Hot Chili Peppers, Bon Jovi, Nick Cave and the Bad Seeds, Poison. Выходят легендарные «Every Breath You Take» от The Police, «Sunday Bloody Sunday» от U2, «Lets Dance» от Дэвида Боуи. Билли Айдол выпускает  «Бунтарский рёв» (Rebel Yell) и становится типичным представителем МТВишного рока для девиц в возрасте от 14 до 18 лет.




1984

Оруэлловский год стал годом очищения и точкой отсчета в развитии альтернативного рока. Выходят альбомы, в которых произошло алхимическое превращение постпанка в то, что потом назвали альтернативой. В Англии дебютирует манчестерский квартет The Smiths — смесь интеллектуального самоедства Моррисси и рокабилльных гитарных конструкций Джонни Марра навсегда изменит ландшафт британского рока. 



В США выходит диск REM «Reckoning», краеугольный камень альтернативы. 90-е начались здесь – это  также год основания таких музыкальных банд как : Helloween, The Offspring, Sepultura, Soundgarden, The Stone Roses. «Purple Rain» от Принса и «Born in the USA» от Брюса Спрингстина рвут мировые чарты.

1985

Триумфом стал организованный Бобом Гелдофом благотворительный фестиваль Live Aid в помощь голодающей Эфиопии, который собрал $150 000 000 и стал самым крупным живым поп -рок-концертом в истории. Невероятный кульбит совершил Фил Коллинз, выступивший в течение дня на обеих площадках Live Aid — стадионах «Уэмбли» в Лондоне и JFK в Филадельфии, куда он успел долететь на самолете по ходу концерта. В качестве героев фестиваля встретились как рокеры - U2, МакКартни и Queen, выступившие, по общему мнению, лучше всех, так и поп исполнители  - от Duran Duran до Мадонны. Live Aid стал образцом для всех последующих благотворительных солянок. 



Происходит странное : два пути что идут вразрез, а именно рок с альтернативой и чистый «попс» начинают постепенное сближение. Рождение Radiohead.

1986

Еще одно великое событие: нью-йоркское рэп-трио Run-DMC отправляется в сенсационное турне с Aerosmith, походя изобретая рэп-рок. Их заслуги оспаривает другое рэп-трио — манхэттенские подростки Beastie Boys, выпустившие в том же году угарный party-хит «No Sleep Till Brooklyn».  Bon Jovi выпускают «Slippery When Wet». Metallica выпускают «Master of Puppets». 




Очень активной работой в этом году также выделились: Nazareth, Элис Купер, Status Quo, W.A.S.P., Queen, R.E.M.,Megadeth, Slayer,Accept, Black Sabbath, Iron Maiden,Judas Priest, Ministry. Также этот год ознаменовался уходом из Pink Floyd Роджера Уотерса и официальным объявлением о роспуске Rainbow.

1987

Выходит «Appetite for Destruction» — дебютный альбом американской хард-рок - группы Guns N’ Roses. По одним оценкам общий тираж пластинки составил 32 миллиона. Согласно Billboard 200, это самый успешный дебютный альбом в США по количеству проданных копий. 


Также выходит эпохальная пластинка U2 «Joshua Tree», по сути превратившая ирландский квартет в главную рок-группу мира. Все пять песен с первой стороны пластинки стали хитами, а сам альбом стал платиновым (что означает миллион проданных копий) за 28 часов (!). То была поворотная точка — после эпохи маньеризма и постмодернистских стилистических игр в рок вернулась честность высказывания и искренняя озабоченность социально-политическими проблемами. История с «Joshua Tree» - случай неслыханный со времен "Битлз".



1988

Самая невероятная история рок-успеха 80-х — The Cure. Человек с прической как гнездо Роберт Смит и его занудная разновидность поп-готики стали универсальным брендом, оказавшим гигантское влияние на рок 1990-х — 2000-х прежде всего в Америке. В 1987-1989 гг. они выпустили семь Тор 5-синглов (!). Переболев шлягерами, они теперь отдавали предпочтение инструментальным пьесам с минимумом текста и детально проработанной аранжировкой. Апогей их творчества - вышедший в 1989 году лонгплей «Disintegration».  



Конец первой волны Depeche Mode - тогда же была доведена до совершенства организация их концертов. Потрясенная декорациями и световыми эффектами критика, единодушно признала, что из всех электронных групп у этой команды самое мощное концертное шоу и как итог – феерический двойной концертник «101» вышедший в 1989 году. Рождение The Smashing Pumpkins.

1989

На самом деле 90-е начались, конечно, здесь. Выходит «Pretty Hate Machine», дебют американской группы Nine Inch Nails — проекта гения индастриал-рока Трента Резнора. Музыка NIN — коктейль безысходности готики, тинейдж-страхов гранжа и бескомпромиссной экспрессии индастриала — стала откровением. 90-е будут мрачным десятилетием рок-депрессий.  




Брайан Хью Уорнер (Marilyn Manson)  сколотил команду с аналогичным названием – «Marilyn Manson». Рождение Blur и Clawfinger. Выходит «Full Moon Fever» — дебютный сольный альбом лидера  американской рок-группы The Heartbreakers Тома Петти, ставший платиновым хитом.

1990

Тем временем рок и хип-хоп, так подружившиеся в композиции Run-DMC и Aerosmith «Walk This Way», начинают обмен идеями и кадрами. Композиция Ваниллы Айса «Ice Ice Baby», закрученная вокруг басовой партии Джона Дикона из дуэта Queen и Боуи «Under Pressure», становится суперхитом. Дешевое паразитирование на мелодических и инструментальных достижениях рока — основной modus vivendi хип-хопа 90-х.
Одной из наиболее повлиявших на развитие альт-метала 1990-х групп является Faith No More, чья экспериментальная тяжёлая музыка совмещала метал, фанк, рэп, а также элементы прога и джаза. Фанковая гитарная основа, элементы хип-хопа — все эти идеи, впервые использованные Faith No More, стали органичной частью метала 1990-х а их лонгплей  «The Real Thing» заслужил мировой успех именно в этом году. 



На волне успеха альт-метала появилось множество самых разноплановых групп: Rage Against The Machine совмещали метал с рэпом (т. н. рэпкор), Incubus — сфанком, Tool — с арт-роком. Этот яркий для музыки год стал датой основания многих новых и креативных музыкальных коллективов, среди которых:  Pearl Jam и The Cranberries.

1991

И вот он, год нулевой гранжа — стиля, вставившего очередную клизму в разжиревшую задницу рока. Его приход стал реакцией на захирение рок-музыки в 80-е, точно так же как панк-революция 70-х была реакцией на монаршье обжорство рока 70-х. «Nevermind» сбросил с первого места биллбордовского чарта блокбастер Майкла Джексона «Dangerous» — трудно представить более символическую картину смены эпох. По сути, рок 90-х можно охарактеризовать одним направлением и одной группы гранж и Nirvana . Уставшая от долгого засилья поп-рока, молодежь обратилась к буйному, вызывающему гранжу, который представляет собой слияние таких стилей как панк, хэви метал и поп-рок. Хотя Pearl Jam и Soundgarden играли намного лучше чем Nirvana, молодежь приняла именно последнюю за их вызывающую зажигательность. 



Практически Nirvana держалась за счет своего лидера Курта Кобейна, который больше впечатлял молодых людей как личность, а не музыкант. Он мог спокойно раздеться догола на сцене, плевать в камеры и в публику, громить на концерте инструменты на глазах изумленной публики, чрезмерно увлекался наркотиками и не раз хотел покончить жизнь самоубийством. Этим он и прельщал молодежь, в ее глазах он был неким рубахой-парнем, которому до всего нет дела. 



Выходит супер хит от  Metallica – мультиплатиновый лонгплей «Metallica». Эту работу можно рассматривать, как не характерную для направления «спид-трэш-метал» и одновременно вполне логичную, применительно к концепции творчества этой команды : скорость исполнения, одно время ставшая самоцелью, уступила место мелодичности (правда, группа и прежде не страдала ее отсутствием), жесткость звучания сохранилась, но теперь она достигается за счет акустических инструментов. Выходит «Losing My Religion» от R.E.M.  В это же время достигли крупного коммерческого успеха Red Hot Chili Peppers — группа, действовавшая на стыке фанка и рока с сильным влиянием панка и продолжающая оставаться крайне успешной до настоящего времени.

1992

Приходит успех к Stone Temple Pilots  поcле выпуска альбома «Core» ( и закрепленный успехом альбома «Purple» ), который получил статус 8-кратного платинового диска. Stone Temple Pilots становятся одной из наиболее успешных рок-групп 90-х. Родина панка в стороне не осталась, тем более что именно Англии принадлежит честь быть первооткрывательницей сиэтльского трио. Там мощный пример гранж-суицидального серьеза в отношении к року продемонстрировал басист Manic Street Preachers Ричи Джеймс. Когда журналист во время интервью обвинил группу в подражании столпам рока, Ричи выхватил бритву и вырезал у себя на руке 4REAL — мол, мы настоящие.



1993

Расцвет гранжа — выход «In Utero»  Nirvana, «Vs.» Pearl Jam, «Dirt» Alice In Chains и других великих гранж-альбомов — совпадает с началом расцвета брит-попа в Англии. Ничего удивительного, оба стиля были попыткой возродить истинные рок-ценности после разгула софт-рока и подъема техно. 




Этот год стал точкой отсчета в истории деятельности многих музыкальных коллективов, среди которых:  Puddle Of Mudd, Children of Bodom, Korn, Limp Bizkit. На American Music Awards и MTV Video Music Awards чествуют Pearl Jam. «Id Do Anything for Love» от Мит Лоуф рвет мировые чартыЛенни Кравитц выпускает стильный и пригламуренный «Are you gonna go my way». R.E.M отметились лирическим, мрачным и очень качественным лонгплеем  «Automatic for the People». Выходит мультиплатиновый «Get a Grip» от Aerosmith.

1994

Гранж закончился так же внезапно, как и начался, — 5 апреля Курт Кобейн покончил с собой. Гранж умер, миллионы фэнов в слезах. Что не мешает его вдове Курта - Кортни Лав отправиться в турне со своей группой Hole в поддержку альбома «Live Through This»,которому ряд музыкальных изданий присудил звание «альбом года». 



Тем не менее, РОК продолжается…. Именно этот год является переломным в истории рок-музыки. После смерти  Курта  основная масса поклонников рока раскололись на тех, кто остался верен американской концепции, и на тех, кто стал приветствовать британскую волну. Господство в мире рока опять перешло к Великобритании. Америка же оставила за собой право развивать панк-рок и разные его ответвления: гранж, постгранж, нью-метал, калифорнийский панк и т. д.  Среди первых пост-гранж-групп — Third Eye Blind, The Goo Goo Dolls, Matchbox Twenty. Нередко пост-гранж-группы создавали бывшие участники групп гранжа: Дэйв Грол  из Nirvana  создал Foo Fighters, Крис Корнелл из Soundgarden — Audioslave. Родственной пост-гранжу была влиятельная инди-группа Smashing Pumpkins, в чьей музыке есть влияние и психоделии, и готик-рока.Калифорнийцы Green Day  выпуcкают свой многомиллионик «Dookie». 1994 год подарил миру новые музыкальные коллективы : Garbage, Guano Apes, Muse, Placebo, The Rasmus и российский Сплин. Награду Brit Awards заслужил сингл «Parklife» от Blur и альбом «Parklife» от тех же Blur. 

Настоящим прорывом стал альбом «Superunknown» от Soundgsrden, поддержанный хитами «Black Hole Sun» и «Spoonman». Выходит альбом Nine Inch Nails «The Downward Spiral» и супер видео в поддержку клипа « Closer» - в 2005 году альбом был поставлен на 25 место в списке «100 величайших альбомов, 1985—2005» журнала Spin. Дебютный альбом Oasis «Definitely Maybe»  становится классикой жанра брит-поп. 



1995

Меж тем брит-поп цветет. Наиболее влиятельными группами брит-попа стали Blur и Oasis. Первые стояли ближе к корням брит-попа — мюзик-холльным гармониям The Kinks и The Small Faces; вторые больше ориентировались на британскую психоделию (The Beatles). Известное противостояние этих групп в чартах в 1995 г. получило название «The Battle Of Britpop». В которой сокрушительное поражение потерпели Blur.



У истоков жанра стояли также Pulp, на которых, помимо The Beatles и The Kinks, существенное влияние оказали артисты глэм-рока — как на музыку, так и на сценический образ. Участвовали в развитии жанра Suede, Supergrass, The Verve, Gene. Однако вскоре и брит-поп стал терять массовую популярность — одни группы двигались к более традиционному инди-року, у других начинался творческий кризис. Тем не менее, влияние брит-попа на развитие музыки 1990-х и 2000-х столь же велико, как и гранжа. Вторая пластинка меланхоличного невротика Тома Йорка и его группы Radiohead «The Bends» открывает им дорогу на хит-вершины. До этого они были известны одной-единственной песней «Creep» — британским ответом на сиэтлское самоуничижение. 




На что Бек, в свою очередь, ответил американским «Loser'ом» — никогда еще в рок-музыке презрение к себе не расходилось такими тиражами. Родились System Of A Down – эта банда представила самое необычное сочетание различных музыкальных направлений — хэви-метала, ню-метала, металкора, панк-рока и даже армянской народной музыки. 

1996

В свет выходит блокбастер от Sepultura - «Roots».  Marilyn Manson шокирует мир своим вторым альбомом  под названием «Antichrist Superstar», который значительно приумножил популярность этого музыканта и его одноименной группы. Постгранжевая эпоха в роке — время тотального микса всего и вся в гигантском котле стилей. 
Настоящим манифестом музыки 90-х стал саундтрек к английскому фильму «Трейнспоттинг»: феерическая смесь Игги Попа, эсид-рока Primal Scream и отборного техно рисовала картину концентрированной музыкально-кислотной эйфории. В Америке доминирующим стилем становится альт-метал, даже Metallica записывает провальный альт-метал дуплет  «Load»/«Reload». TOOL выпускают «Ænima». Расцвет культовых рок - видео.





В европейском метале конца 90-х большое распространение получило использование элементов классической музыки — таких, как живые оркестры (или замена их аналогичными синтезаторнымиэффектами) и богатый, почти оперный женский вокал. На основе пауэр-метала, готик-метала и блэк-метала сформировался особый поджанр симфоник-метал. Его появление обычно связывают с экспериментами группы Therion в середине 90-х. Наибольшей известности добились группы Nightwish, Within Temptation, Kamelot, Rhapsody of Fire, Lacrimosa, Apocalyptica, каждая из которых смогла создать свой узнаваемый и запоминающийся стиль.

1997

Что должен чувствовать фанат рока, когда его честь и совесть называет новый альбом «Рор» ( U2) и заполняет его Prodigy-образным техно-роком? Правильно, недоумение и тревогу. Однако именно так поступили U2, тем самым во всеуслышанье объявив, что границы между рок- и поп-музыкой окончательно стерты. Правда, тут же объявились очередные спасители рока — тевтонские огненные рыцари Rammstein а на британских островах - The Verve, записав кульминационную «Bitter Sweet Symphony» .




1998

«Rock is Dead!» — проорал в одноименной песне Мэрилин Мэнсон, наследник Боуи и Элиса Купера, один из самых последовательных рокеров 90-х. Назвав себя Антихристом-суперзвездой, Мэнсон жирно намекнул, что спасение рока уже невозможно. Ибо что сейчас рок?



1999

В каком виде пришел рок к новому тысячелетию, что осталось от его первоначальной магической формулы, изменившей массовую культуру 45 лет назад? Ответ на этот вопрос можно каждый день лицезреть на MTV и других музыкальных каналах. Ясно одно: роком теперь называют все, кроме того, что никак не может им являться по определению. Этот год - начало заката MTV, который в свое время очень сочно помимо «попсы» толкал в массы и новых рок – идолов.  Первые пять лет 2000-х стали агонией того, что когда то называлось РОК – МУЗЫКОЙ для масс, однако как ни странно, они оказались весьма сочными. Первой ласточкой стал четвертый лонгплей от Korn «Issues»  разошедшийся по миру тиражом более 15 млн. экземпляров. Их «Freak On A Leash» стал последним большим рок видео хитом MTV.




В конце 1990 и начале 2000-х годов появилось несколько альтернативных рок групп, включая The Strokes, Franz Ferdinand, Interpol и The Rapture, которые были привлечены первичным вдохновением от пост-панка и новой волны, создали движение «возрождение пост панка«. Предшественники успеха таких групп, как The Strokes и The White Stripes, дали приток новых альтернативных рок групп, многие из которых нашли коммерческий успех в начале 2000-х годов. Благодаря такому успеху, Entertainment Weekly  заявил в 2004-ом году: «После почти десятилетия господства рэп-рока и ню-метал групп, основной альт-рок, наконец, снова стал лучшим».

2000

Наиболее коммерчески успешным стал гибрид ню-метала и рэпкора (тяжёлый саунд и речитатив), представленный Linkin Park и Limp Bizkit. Очередной микс репчины и рока можно услышать в хитовом лонгплее Limp Bizkit  «Chocolate Starfish And The Hot Dog Flavored Water». Награды «Грэмми» получили  U2 и их песня «Beautiful Day», Brit Awards заслужили Coldplay после выхода их второго сингла «Yellow» и альбома  «Parachutes», ворвавшегося на вершины  чартов Великобритании и США. Американцы Linkin Park выпустили «Hybrid Theory»  - диск имел огромный коммерческий успех. Выходит «White Pony» от Deftones – микс  рока, дрим-попа, трип-хопа и шугейзинга. 

2001

Выходит «Toxicity» — второй альбом System of a Down, он был назван журналом Spin  записью года номер 1 а журнал Metal Hammer включил Toxicity в 200 лучших рок-альбомов всех времён. 



«Origin of Symmetry» выводит британцев  Muse в ранг новых молодежных кумиров, чуть позже их «Supermassive Black Hole» с альбома 2006 года станет заглавной темой в сахарной вате для подростков «Сумерки».

2002

Queens of the Stone Age  выпускают свой третий альбом «Songs for the Deaf» и хорошо встряхивают рок тусовку.  Обласканные "Гремми" Foo Fighters окончательно стали одной из лидирующих групп на рок – сцене начала 2000-х.




2003

Тем временем гаражный рок лютует от ненависти к ширпотребу и порождает главный рок-хит нового века — «Seven Nation Army» от The White Stripes. 



Замаячил слабый свет от британского нью - глэма в лице The Darkness и их мега хита «I Believe In A Thing Called Love», однако так же быстро и погас , несмотря на то, что журнал Kerrang! назвал группу «величайшим приобретением британской рок-сцены за последние 20 лет» - то есть, со времен распада Led Zeppelin. Evanescence разродились альбомом  «Fallen», разошедшегося тиражом около 15 миллионов копий и принёсшего группе две премии «Грэмми». Особенность данного года также состояла в том, что авторитетный журнал "Rolling Stone", видимо в предчувствии кончины БОЛЬШОЙ музыки, в это время опубликовал рейтинг 500 лучших музыкальных альбомов. 

2004

Выходит «American Idiot» от Green Day. Тем временем канадцы Arcade Fire выпускают дебютный альбом, и становятся одним из тех мимолетных модных коллективов, которые в итоги оказались не мимолетными. В Европе Franz Ferdinand тоже записывают свою первую пластинку, и даже непонятно, где сингл «Take Me Out» любят больше — на танцполах или в рок-барах.

2005

Рок начинает  уходить в конкретное подполье – премии за лучшие рок-песни получают группы вроде Coldplay, граничащие по звучанию с поп-музыкой. Именно в этом году Сoldplay выпускают свою последнюю, действительно качественную работу «X & Y» после чего команда начинает скатываться в откровенный попс. « X & Y» становится самым продаваемым альбомом 2005 года.




2006

Arctic Monkeys выпустили самый продаваемый дебютный альбом в истории Великобритании. Учитывая, что это настоящая гитарная музыка без жалких компромиссов, следует признать, что по состоянию на 2006 год рок был снова жив и в то же время – мертв окончательно.

Хотя где то глубоко в душе, у истинных меломанов еще теплится надежда, что впереди у рока новые буйства и протесты, новые взлеты творчества и эксперименты по скрещиванию музыки разных направлений, подчас противоположных и сто отвергая прошлое и одновременно вбирая в себя самое интересное и выразительное прошлого будут появляться новые направления, новые группы и новые движения……Но оглядываясь на последнее десятилетие (2007-2016) к сожалению замечаешь, что шансы не велики.... Мало того, что мелодии периодически поддаются вездесущему плагиату, так и качество исполнения многими командами оставляет желать лучшего. Замечая как деградирует музыка многие из них пытаются что либо изменить, но пока к огромному сожалению, безуспешно. Мир музыки полностью поглощен безудержной жаждой денег. В погоне за легкой наживой многие композиторы скатились до уровня дешевой попсы абсолютно теряя свою индивидуальность. Главная черта современной популярной музыки — доминирующая простота. Незамысловатый текст, простенький ритм. К сожалению, тексты  современных песен не только пошлы, вульгарны и примитивны, но они еще положены на одноклеточную музыку.



303 ключевых  альбома по теме :

1967 - The Beatles - Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band
1966 - The Beach Boys - Pet Sounds
1966 - The Beatles - Revolver
1965 - Bob Dylan - Highway 61 Revisited
1965 - The Beatles - Rubber Soul
1972 - The Rolling Stones - Exile on Main St
1979 - The Clash - London Calling
1966 - Bob Dylan - Blonde on Blonde
1968 - The Beatles - The Beatles
1976 - Elvis Presley - The Sun Sessions
1967 - The Velvet Underground - Velvet Underground and Nico
1969 - The Beatles - Abbey Road
1967 - The Jimi Hendrix Experience - Are You Experienced
1974 - Bob Dylan - Blood on the Tracks
1991 - Nirvana – Nevermind
1975 - Bruce Springsteen - Born to Run
1982 - Chuck Berry - The Great Twenty-Eight
1970 - John Lennon - Plastic Ono Band
1963 - James Brown - Live at the Apollo
1987 - U2 - The Joshua Tree
1971 - The Who - Who's Next
1969 - Led Zeppelin - Led Zeppelin
1965 - Bob Dylan - Bringing It All Back Home
1969 - The Rolling Stones - Let It Bleed
1976 - Ramones - Ramones
1968 - The Band - Music from Big Pink
1972 - David Bowie - The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars
1976 - Eagles - Hotel California
1963 - The Beatles - Please Please Me
1977 - The Sex Pistols - Never Mind the Bollocks, Here's the Sex Pistols
1967 - The Doors - The Doors
1973 - Pink Floyd - The Dark Side of the Moon
1969 - The Band - The Band
1971 - The Allman Brothers Band - The Allman Brothers Band at Fillmore East
1957 - Little Richard - Here's Little Richard
1968 - The Jimi Hendrix Experience - Electric Ladyland
1956 - Elvis Presley - Elvis Presley
1968 - The Rolling Stones - Beggars Banquet
1969 - Captain Beefheart & His Magic Band - Trout Mask Replica
1964 - The Beatles - Meet the Beatles!
1987 - Guns N' Roses - Appetite for Destruction
1991 - U2 - Achtung Baby
1971 - The Rolling Stones - Sticky Fingers
1971 - Led Zeppelin - Led Zeppelin IV
1977 - Billy Joel - The Stranger
1975 - Led Zeppelin - Physical Graffiti
1970 - Neil Young - After the Gold Rush
1984 - Prince and the Revolution - Purple Rain
1980 - AC-DC - Back in Black
1969 - Led Zeppelin - Led Zeppelin II
1971 - John Lennon - Imagine
1977 - The Clash - The Clash
1972 - Neil Young - Harvest
1991 - James Brown - Star Time
1968 - The Zombies - Odessey and Oracle
1986 - Paul Simon - Graceland
1967 - The Jimi Hendrix Experience - Axis - Bold as Love
1984 - Bruce Springsteen - Born in the U.S.A
1970 - The Beatles - Let It Be
1979 - Pink Floyd - The Wall
1968 - Johnny Cash - At Folsom Prison
1978 - Buddy Holly & the Crickets - 20 Golden Greats
1969 - Creedence Clearwater Revival - Green River
1969 - The Who - Tommy
1963 - Bob Dylan - The Freewheelin` Bob Dylan
1966 - Cream - Fresh Cream
1962 - Ray Charles - Modern Sounds in Country and Western Music
1977 - Ramones - Rocket to Russia
1971 - David Bowie - Hunky Dory
1965 - The Rolling Stones - Aftermath
1970 - The Velvet Underground - Loaded
1995 - Radiohead - The Bends
1967 - Cream - Disraeli Gears
1967 - The Who - The Who Sell Out
1965 - The Rolling Stones - Out of Our Heads
1967 - Moby Grape - Moby Grape
1971 - Janis Joplin - Pearl
1973 - Bob Marley and the Wailers - Catch a Fire
1973 - Iggy and the Stooges - Raw Power
1980 - Talking Heads - Remain in Light
1970 - Black Sabbath - Paranoid
1985 - The Replacements - Tim
2000 - U2 - All That You Can't Leave Behind
1977 - Steely Dan - Aja
1967 - Jefferson Airplane - Surrealistic Pillow
1970 - Crosby, Stills, Nash & Young - Deja Vu
1973 - Led Zeppelin - Houses of the Holy
1969 - Santana - Santana
1980 - The Pretenders - Pretenders
1989 - Beastie Boys - Paul's Boutique
1980 - Joy Division - Closer
1975 - Elton John - Captain Fantastic and the Brown Dirt Cowboy
1975 - Kiss - Alive!
1971 - T. Rex - Electric Warrior
1997 - Radiohead - OK Computer
1986 - Metallica - Master of Puppets
1971 - Rod Stewart - Every Picture Tells a Story
1972 - Todd Rundgren - Something - Anything
1975 - Bob Dylan - Desire

2001 - System of a Down - Toxicity
1976 - Aerosmith - Rocks
1978 - Funkadelic - One Nation Under a Groove
1967 - The Byrds - Greatest Hits
1965 - The Rolling Stones - The Rolling Stones, Now!
1975 - Willie Nelson - Red Headed Stranger
1969 - The Stooges - The Stooges
1967 - Buffalo Springfield - Buffalo Springfield Again
1969 - Quicksilver Messenger Service - Happy Trails
1969 - Elvis Presley - From Elvis in Memphis
1969 - The Flying Burrito Brothers - The Gilded Palace of Sin
1994 - Green Day - Dookie
1972 - Lou Reed - Transformer
1966 - John Mayall With Eric Clapton - Blues Breakers
1983 - R.E.M. - Murmur
1979 - AC-DC - Highway To Hell
1994 - Nine Inch Nails - The Downward Spiral
1968 - Cream - Wheels of Fire
1970 - Santana - Abraxas
1970 - Cat Stevens - Tea for the Tillerman
1991 - Pearl Jam - Ten
1969 - Neil Young With Crazy Horse - Everybody Knows This is Nowhere
1975 - Pink Floyd - Wish You Were Here
1994 - Pavement - Crooked Rain, Crooked Rain
1981 - The Rolling Stones - Tattoo You
1973 - New York Dolls - New York Dolls
1986 - The Smiths - The Queen is Dead
1986 - Beastie Boys - Licensed to Ill
1991 - My Bloody Valentine - Loveless
1983 - U2 - War
1999 - Neil Diamond - The Neil Diamond Collection
1982 - Bruce Springsteen - Nebraska
1989 - Pixies - Doolittle
1975 - Aerosmith - Toys in the Attic
1975 - Queen - A Night at the Opera
1972 - The Kinks - The Kink Kronikles
1965 - The Who - The Who Sings My Generation
1972 - Steely Dan - Can't Buy a Thrill
1984 - The Replacements - Let It Be
1970 - Black Sabbath - Black Sabbath
1993 - Jerry Lee Lewis - The Jerry Lee Lewis Anthology - All Killer No Filler!
1966 - The Mothers of Invention - Freak Out!
1970 - Nick Drake - Bryter Layter
1992 - R.E.M. - Automatic for the People
1977 - David Bowie - Low
1991 - Metallica - Metallica
1968 - The Kinks - The Kinks Are the Village Green Preservation Society
1970 - Grateful Dead - American Beauty
1959 - Ray Charles - The Genius of Ray Charles
1970 - Creedence Clearwater Revival - Cosmo's Factory
1973 - The Who - Quadrophenia
1973 - Paul Simon - There Goes Rhymin' Simon
1985 - The Jesus and Mary Chain – Psychocandy
1978 - The Rolling Stones - Some Girls
1965 - The Beach Boys - The Beach Boys Today!
1973 - David Bowie - Aladdin Sane
1978 - The Cars - The Cars
1969 - Nick Drake - Five Leaves Left
1980 - X - Los Angeles
1968 - Grateful Dead - Anthem of the Sun
1967 - The Kinks - Something Else by the Kinks
1977 - Talking Heads - Talking Heads - 77
1975 - Bob Dylan - The Basement Tapes
1967 - The Velvet Underground - White Light - White Heat
1972 - Simon and Garfunkel - Simon and Garfunkel's Greatest Hits
1969 - MC5 - Kick Out the Jams
1985 - The Smiths - Meat is Murder
1968 - The Mothers of Invention - We're Only in It for the Money
1994 - Weezer - Weezer (Blue Album)
1971 - Black Sabbath - Master of Reality
1968 - Bob Dylan - John Wesley Harding
1994 - Jeff Buckley - Grace
1996 - Beck – Odelay
1982 - Roxy Music - Avalon
1988 - Jane's Addiction - Nothing's Shocking
1991 - Red Hot Chili Peppers - Blood Sugar Sex Magik
1994 - Nirvana - MTV Unplugged in New York
1979 - Tom Petty and the Heartbreakers - Damn the Torpedoes
1969 - The Velvet Underground - The Velvet Underground
1988 - Pixies - Surfer Rosa
1972 - Nick Drake - Pink Moon
1972 - Randy Newman - Sail Away
1981 - The Police - Ghost in the Machine
1976 - David Bowie - Station to Station
1977 - Eric Clapton - Slowhand
1989 - The Cure - Disintegration
1995 - Alanis Morissette - Jagged Little Pill
1993 - Liz Phair - Exile in Guyville
1988 - Sonic Youth - Daydream Nation
1986 - James Brown - In the Jungle Groove
1975 - Neil Young - Tonight's the Night
1965 - The Beatles - Help!
1981 - X - Wild Gift
1979 - Graham Parker - Squeezing Out Sparks
1994 - Soundgarden - Superunknown
1971 - Jethro Tull - Aqualung
1968 - Big Brother & the Holding Company - Cheap Thrills
1974 - Tom Waits - The Heart of Saturday Night
1981 - Black Flag - Damaged
1990 - Depeche Mode - Violator
1977 - Meat Loaf - Bat Out of Hell
1973 - Lou Reed - Berlin
1984 - Talking Heads - Stop Making Sense
1967 - Pink Floyd - The Piper at the Gates of Dawn
1966 - The Yardbirds - Roger the Engineer
1979 - Neil Young & Crazy Horse - Rust Never Sleeps
1985 - Dire Straits - Brothers in Arms
1994 - Tom Petty – Wildflowers
1987 - INXS - The Kick
1991 - Queen - Innuendo
1996 - Tool - Ænima
1978 - Billy Joel - 52nd Street
1965 - The Yardbirds - Having a Rave Up
1970 - Randy Newman - 12 Songs
1967 - The Rolling Stones - Between the Buttons
1972 - Elton John - Honky Chateau
1979 - Buzzcocks - Singles Going Steady
1993 - Smashing Pumpkins - Siamese Dream
1971 - The Doors - L. A. Woman
1994 - Johnny Cash - American Recordings
1987 - The Smiths - Louder Than Bombs
1973 - Mott the Hoople - Mott
2001 - The Strokes - Is This It
1992 - Rage Against the Machine - Rage Against the Machine
1979 - The Police - Reggatta de Blanc
1969 - Jefferson Airplane - Volunteers
1974 - Jackson Browne - Late for the Sky
1972 - Eagles - Eagles
1991 - John Lee Hooker - The Ultimate Collection (1948-1990)
1995 - Oasis - (What's the Story) Morning Glory
1970 - The Beach Boys - Sunflower
1976 - The Modern Lovers - The Modern Lovers
1978 - Talking Heads - More Songs About Buildings and Food
1966 - The Who - A Quick One
1994 - Stone Temple Pilots - Purple
1995 - Collective Soul - Collective Soul
1993 - Lenny Kravitz - Are You Gonna Go My Way
1983 - Def Leppard - Pyromania
1974 - Steely Dan - Pretzel Logic
1964 - The Beatles - A Hard Day's Night
1989 - Don Henley - The End of the Innocence
2003 - The White Stripes - Elephant
1969 - Creedence Clearwater Revival - Willy and the Poor Boys
1974 - Randy Newman - Good Old Boys
1983 - ZZ Top - Eliminator
1985 - Tom Waits - Rain Dogs
1999 - Red Hot Chili Peppers - Californication
1973 - Lynyrd Skynyrd - Lynrd Skynyrd
1980 - The Clash - Sandinista!
1993 - PJ Harvey - Rid of Me
1967 - The Doors - Strange Days
1997 - Bob Dylan - Time Out of Mind
1974 - Eric Clapton - 461 Ocean Boulevard
1977 - Wire - Pink Flag
1981 - Go Go's - Beauty and the Beat
1991 - James Brown - 20 All-Time Greatest Hits!
1978 - Van Halen - Van Halen
1999 - Tom Waits - Mule Variations
1980 - U2 - Boy
1973 - Paul McCartney and Wings - Band on the Run
1963 - The Beatles - With the Beatles
1957 - Buddy Holly and the Crickets - The Chirping Crickets
1976 - David Bowie - ChangesOneBowie
1999 - Rage Against the Machine - The Battle of Los Angeles
2000 - Radiohead - Kid A
1974 - Gram Parsons - Grievous Angel
1979 - Cheap Trick - At Budokan
2002 - Peter Wolf - Sleepless
1975 - Brian Eno - Another Green World
1978 - The Police - Outlandos d'Amour
1995 - PJ Harvey - To Bring You My Love
1973 - Brian Eno - Here Come the Warm Jets
1970 - George Harrison - All Things Must Pass
1993 - Nirvana - In Utero
2002 - Beck - Sea Change
1980 - The Cure - Boys Don't Cry
1991 - Guns n' Roses - Use Your Illusion I and II
1985 - The Pogues - Rum Sodomy & the Lash
1977 - Cheap Trick - In Color
1976 - Steve Miller Band - Fly Like an Eagle
1970 - MC5 - Back in the USA
1990 - Jane's Addiction - Ritual de lo Habitual
1983 - The Police - Synchronicity
1971 - Alice Cooper - Love It to Death
1994 - Hole - Live Through This
2001 - Bob Dylan - Love And Theft
1987 - R.E.M. - Document
1981 - Echo And The Bunnymen - Heaven Up Here
1987 - Def Leppard - Hysteria
2002 - Coldplay - A Rush of Blood to the Head
1984 - The Smiths - The Smiths
1995 - The Smashing Pumpkins - Mellon Collie and the Infinite Sadness
1986 - Steve Earle - Guitar Town
1972 - Mott the Hoople - All the Young Dudes
1994 - Pearl Jam - Vitalogy
1985 - Husker Du - New Day Rising
1976 - Kiss - Destroyer
1973 - ZZ Top - Tres Hombres
2005 - Green Day - American Idiot
1998 - John Fogerty - Blue Moon Swamp
2000 - Santana - Supernatural
1993 - Depeche Mode - Songs of faith and devotion
1998 - Lucinda Williams - Car Wheels on a Gravel Road
2006 - Arctic Monkeys - Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not 
1990 - Slayer - Seasons in the Abyss