Австралийские
художники-аборигены рисовали и продолжают рисовать красочных рыб, зверей, птиц,
иногда людей, при этом наряду с внешними деталями изображаются и внутренние
органы — позвоночник, пищевод, сердце, печень. Это так называемый стиль
«рентгеновских снимков», который отражает заинтересованность аборигенов в
расширении своих знаний об анатомии представителей животного мира. Кроме того,
подобное доскональное отображение «съедобной дичи» являлось своего рода
магическим действием и обеспечивало успех на охоте.
Рисунки
представленные ниже, обнаружены частью на пилонах под автодорожными мостами и
на стенах зданий. Другая часть рисунков принадлежит кисти самобытных
художников-аборигенов, известных, впрочем, в весьма узком кругу австралийских
почитателей.
До
начала 1970 - х годов искусство автралийских аборигенов было в основном известно
благодаря различным выразительным изображениям на деревянных поверхностях, резьбе на щитах, и различных предметах для
бытового использования.Традиционно они создавались как
часть ритуала и, как правило, уничтожались во время или вскоре после
церемонии. По этой причине, «выжившие» экземпляры стали очень популярными в
среде коллекционеров. Самая известная работа происходит из Арнемленда (север
центральной Австралии) :
Вообще,
искусство австралийских аборигенов уникально. Картины, созданные
непрофессиональными художниками, поражают тонким сочетанием цветов и погружают
зрителя в мир древних преданий.
Большинство
произведений аборигенов, естественно, мало напоминает европейскую классическую
живопись. В своих картинах коренные жители Австралии передают собственные
представления о мире, которые практически не изменились за многие века, даже
несмотря на тесное соседство с представителями другой цивилизации.
При
помощи традиционных символов, закрепленных в их культуре, аборигены
пересказывают реальные сюжеты, играющие ключевую роль в жизни племен (один из
самых распространенных - поиск пищи и воды). Аборигены также рисуют природу и
окружающий ландшафт - и опять с помощью символов, так что неподготовленный
зритель вряд ли догадается, что изображение подковы означает женщину, овала -
поднос для плодов, а за волнистыми линиями скрываются холмы и барханы.
В
названии каждого второго полотна можно встретить слово «сновидение», и это не
случайно. В культуре австралийских аборигенов «временем сновидений» (или «альчера»)
принято называть то время, когда первопредки создавали землю и весь окружающий
мир. По преданию, они медленно двигались по пустынной земле и создавали на ней
жизнь, давая названия всему.
Лица "богов" Времен Сновидений:
В
1971 году Джеффри Бардон, учитель в начальной школе аборигенов в Papunya
(Центральная Австралия недалеко от города Алис - Спрингс), завязал дружеские
отношения с местными аборигенами. Он участвовал в ритуальных мероприятиях , как
правило , запрещенных для некоренного населения и видел великолепные образцы ,
используемые в живописи тела для церемоний, т.н. «наземные картины». В попытке
укрепить национальную гордость своих учеников в идентификации с их исконным
наследием, он предложил им проект по росписи стен в их школе. Работа по росписи
длилась достаточно долго, но результатом стали удивительные по своей яркости и
эстетической утонченности настенные, тотемные рисунки. К сожалению «фрески» по
несчастливой случайности были уничтожены. Однако, подобный эксперимент по привлечению коренного населения не остался без всеобщего внимания. Сегодня австралийское правительство в
полной мере признало художественное выражение коренного австралийского населения в качестве
серьезного национального ресурса и запустило гуманитарную программу по
поддержанию развития и широкого распространения искусства аборигенов, в том
числе и для малонаселенных общин по всей стране. Год от года искусство
аборигенов становится все популярнее, и не только на родине. Вовлекая коренных
жителей в оплачиваемый труд, государство теперь в спешке спасает их чуть было не
уничтоженную цивилизацию. Все как обычно: сначала истребляли, теперь же,стали хвататься за головы.
На сегодняшний день создана целая индустрия, по реализации художественных работ аборигенов. Некоторые общины фактически выживают только лишь за счет реализации своих работ. Естественно, что часть дохода (40 %) забирает государство.
Несколько примеров рисунков австралийских аборигенов, схожие с теми, что были воспроизведены
в школе Алис-Спрингс, представлены ниже. Согласитесь, они великолепны !