Ярлыки

18+ 2 Стенберг 2 А. Ступин Абраксас Аксели Галлен-Каллела Александр Петросян Александр Тышлер Алексей Юпатов астролоХия Атласы и карты Боги и приближенные Борис Михайлов Василий Кандинский Василий Шульженко Вася Ложкин Виктор Пивоваров Владимир Дудкин Владимир Любаров Владимир Татлин Владимир Яковлев Володимир Лобода Гелий Коржев Гермес/Меркурий Дизайн & ART Дмитрий Бальтерманц Дмитрий Краснопевцев Дьявол Евгений Бутенко Живопись Здоровье Иван Крамской Игральные карты История Кадр! Казимир Малевич Карл Юнг Кино Кузьма Петров-Водкин Лазарь Лисицкий Лаокоон Лёня Пурыгин Луна Люди Маньеризм Междуречье/Вавилон Меламид и Комар Микалоюс Чюрлёнис Мифология Михаил Клочков Михаил Шемякин моей камерой На бумаге Наука / около науки / Tech Не наука. Критика Никита Поздняков Николай Вечтомов Николай Калмаков Павел Филонов Парис Пётр Дик Религии ретро/старина Роман Минин Селена / Диана / Артемис Серапис символы Собаки & Co Солнечная система Солянка социум СПИД СССР-РФ Стихии Таро Тень ТРИВА фашизм Физиогномика Философия Церера / Деметра Цугухару Фудзита ШЗ Элевсинские мистерии Эрик Булатов Этника Afarin Sajedi Agostino Arrivabene Al Johanson Alberto Giacometti Albrecht Durer Alex Gross Alfred Kubin Ami Vitale Anders Krisár Andre Kertesz Andre Masson Andreas Feininger Andreas Gursky Andrew Wyeth Andy Kehoe Andy Lee Annie Leibovitz Anthony Freda Anton Corbijn ART - неформат Arthur Tress Austin Osman Spare Basil Ivan Rakoczi Beautiful Earth Bernard Buffet Bill Brandt Björk Bolesław Biegas Brassaï Burial Burton Pritzker Canaletto Cars Caspar David Friedrich Charles Le Brun Daniel Martin Diaz Daniel Richter David Alan Harvey David Hockney David Salle David Sims Davide Bonazzi Death Diego Rivera Diego Velazquez Diego Velázquez Dolk Lundgren Dorothea Lange Edvard Munch Edward Hopper Egon Schiele Elihu Vedder Elliott Erwitt Ernst Haas Ernst Stöhr Erwin Olaf Ethan Murrow Eyvind Earle Federico Babina Ferdinand Hodler Ferenc Pinter Fernand Leger Francesc Català-Roca Francesco Clemente Francis Bacon Francis Picabia Francisco Goya Franco Gentilini François Rabelais František Kupka Franz Mark Franz von Stuck Fred Martin Frédéric Benrath Freeman John Dyson Frida Kahlo Fun Geoffroy De Boismenu Georges Braque Georges Seurat Gil Elvgren Gilbert & George Giorgio de Chirico Giorgio Morandi Giotto di Bondone Giuseppe Maria Mitelli Gustave Dore Gustave Moreau Hans Baluschek Hans Burgkmair the Elder Hans Christian Andersen Hans Giger Heckel Jürgen Helmut Newton Hendrick Goltzius Henri de Toulouse Lautrec Henrik Knudsen Henry Darger Herb Ritts Herluf Bidstrup Hilma af Klint Hokusai Humor Irving Amen Irving Penn Jacek Yerka Jack Kerouac Jacques Henri Lartigue Jake Baddeley Jan Saudek Jan Vermeer Jared Lim Jean Fautrier Jean-François Millet Jean-Michel Basquiat Jeff Wall Jheronimus Bosch Jimm Carrey Joan Miro Joe Tilson Joel-Peter Witkin Johann Heinrich Füssli Joseba Eskubi Juan Gris Juan Martinez Bengoechea Juha Arvid Helminen Jules Dupré Julius Diez Kalle Gustafsson Kathe Kollwitz Keith Haring Ken Currie Kurt Schwitters Leah Saulnier Lee Miller Leonardo Da Vinchi Leonora Carrington Lewis Wickes Hine Loui Jover Lucas Zimmermann Lucian Michael Freud Lucien Lévy-Dhurmer Lucio Fontana Luigi Bussolati Lyonel Feininger Man Ray Marcel Duchamp Mark Rothko Masahisa Fukase Massive Attack Matthew Barney Matthew Rolston Maurits Cornelis Escher Max Ernst Mikael Jansson Mitch Dobrowner Music Neo Rauch New York Nick Knight Nick Veasey Nicolas de Staël No respect OBEY Occult Oscar Dominguez Oscar Howe Otto Dix Outmane Amahou Pat Perry Paul Cadmus Paul Cézanne Paul Delvaux Paul Laffoley Peter Keetman Pierre Soulages Pieter Bruegel de Oude Pilar Zeta Powell Survey Radu Belcin Ralph Gibson Randy Mora Ray K. Metzker Remedios Varo Renato Guttuso René Magritte Ricardo Cavolo Richard Estes Richard Prince right life Robert Del Naja Robert Longo Roberto Matta Roy Lichtenstein Ryan Hewett Sam Abell Santa Muerte Saul Bass Sebastião Salgado Sergio Toppi Sigmar Polke Simon Larbalestier Simone Martini Sophisticated Stanley Kubrick Stanley Milgram Stars Steve Mills Storm Thorgerson style The look Theodor Kittelsen Timothy Leary Tom Deininger Toni Schneiders TOP's Travel Travis Collinson Universe Vaughan Oliver Vincent van Gogh Wayne Thiebaud Werner Schnelle Wilhelm Sasnal Willi Sitte William Barry Roberts William Blake William Conger William Eggleston Wolfgang Paalen X-files Yayoi Kusama Zaha Hadid Zichy Mihaly ψ

Боги наказывают Помпеи...



Туристы, которые едут в южную часть Италии, чаще всего заезжают и в Неаполь. И первое на что обращают внимание, это конечно же на Везувий. Эта гора высотой всего в 1281 метр совершенно не выглядит устрашающей. Однако, это единственный действующий вулкан континентальной Европы и один из самых опасных вулканов, известных человечеству.
Неаполь знаменит не только Везувием, но и тем, что это самый настоящий город контрастов. Кстати, это еще и очень грязный город. Горы мусора встречаются то тут, то там. Лично наблюдал, как люди выбрасывали мусор из окон прямо на дорогу. А ночью на улицы выезжают мусоросборщики и сгребают все это добро. Вообще присутствует ощущение «некритического бардака». Складывается впечатление, что отношение ко всему вокруг, у людей какое-то, мягко говоря – «раздолбайское». Есть одна легенда, которая объясняет подобное отношение жителей города. Суть ее в том, что жители Неаполя просто живут одним днем, и все это «благодаря» соседству с Везувием. Видимо чисто на психологическом уровне у неаполитанцев сидит установка на фатализм (потому как бомбануть может в любой момент) и неповерхностное понимание всей бренности жизни. Возможно...Но то, что народ совершенно беззаботный и пребывает в полурасслабленном состоянии – это сразу же бросается в глаза. 


Сфотографировал Везувий с противоположного ему холма, на который можно подняться вот по такой узкой улочке (со старой центральной части Неаполя)



В Неаполе я побывал а вот в Помпеи по какой то причине, уже не помню по какой, так и не заехал. Возможно, как нибудь...

Но речь сейчас пойдет именно о Помпеях. Решил копнуть поглубже вдохновившись впечатляющей работой Джона Мартина «Разрушение Помпеи и Геркуланума», от которой у меня просто дух захватывает. Полотно написано в 1821 году. Было отреставрировано в 2011 году и сейчас находится в художественном музее «Тейт» в Лондоне :


Итак, на побережье Неаполитанского залива к востоку от Неаполя, расположены три античных города – Помпеи, Геркуланум и Стабии, жизнь в которых прекратилась в один день 24 августа 79 года, когда вулкан Везувий «зарычал» в полную силу.
Справка : В I веке нашей эры серьезных и систематических наблюдений за вулканами, в том числе за Везувием, не вели. Да и вряд ли они бы помогли – Везувий не проявлял активности с бронзового века и считался давно потухшим. В 74 году до нашей эры Спартак и примкнувшие к нему гладиаторы в самом начале своего восстания скрывались от преследователей именно на Везувии, покрытым буйной растительностью. Короче , местные жители никакой угрозы от соседства с вулканом не чувствовали.

Крупнейшим из античных городов, соседствовавших с Везувием, являлся город Помпеи, основанный в VI веке до нашей эры.Это был важный пункт на торговом пути между Римом и Южной Италией, и столь удачное местоположение стало одной из причин его расцвета. Кроме того, Помпеи можно назвать античным курортом – здесь имели свои виллы многие знатные граждане Рима.
Расположенный неподалеку Геркуланум, как и Помпеи, был основан в VI веке до нашей эры. Его основание приписывалось Геркулесу, совершившему один из подвигов в этих местах и «отметившему» это событие основанием даже не одного, а двух городов (вторым стали как раз Помпеи). Город, расположенный непосредственно на берегу моря, в течение долгого времени использовался как порт и успешно развивался. Однако к 79 году лучшее время для Геркуланума было уже в прошлом –  город сильно пострадал от мощного землетрясения, произошедшего в 62 году, и к моменту новой катастрофы в нем проживало не более 4000 человек. Стабии городом к 79 году считались только условно. Некогда достаточно крупный населенный пункт был фактически полностью разрушен во время политических пертурбаций в 89 году до нашей эры. Город восстанавливать не стали, однако его для своих вилл также облюбовали некоторые представители римской аристократии.
В этот же период и Помпеи участвовали в восстании италийских союзных городов 90 – 88 годов до н. э., в ходе которого в 89 году до н. э. город был взят полководцем, будущим тираном Суллой, после чего ограничен в самоуправлении и сделан римской колонией Colonia Cornelia Veneria Pompeianorum.
Менее чем за 20 лет до извержения Везувия в этой местности произошло масштабное землетрясение. Целый ряд деревень неподалеку от Геркуланума и Помпеев были полностью уничтожены, в самих городах были очень серьезные разрушения. За 17 лет многое из разрушенного было отстроено вновь. Особенно это касается города Помпеи, который стал еще лучше прежнего.
С тех пор найдено немало любопытных артефактов, свидетельствующих в пользу мифологической версии о том, что боги покарали Помпеи якобы за распущенный нрав горожан. Сразу идут ассоциации с Содомом и Гоморрой, которые также погибли от «гнева Господня». Некоторые представители научного сообщества подвергают сомнению историческую достоверность самого существования этих городов, в то же время ряд других представителей современного научного мира признают факт существования в древности (третье тысячелетие до н. э.) упомянутых в Библии Содома, Гоморры и других городов возле южной оконечности Мертвого моря. Как бы то ни было, но Помпеи – город реально существовавший. Так о какой распущенности идет речь, какие тайны скрывались под пеплом древнего города?

Достопримечательностями города являлись храм Юпитера, храм Аполлона и храм Исиды, форум и амфитеатр, способный вместить практически все население Помпеев. Это был один из самых процветающих городов Римской империи.  Занимал важное место на торговом пути «Виа Аппиа» (Via Appia), соединявшем Рим и Южную Италию.
Однако главной достопримечательностью этого «курорта» для богатеев из столицы были вовсе не храмы и не бесстрашные гладиаторы и великие актеры.  В годы своего расцвета Помпеи славились иным. Помпеи были осуществленной мечтой, раем на земле, куда античные туристы отправлялись отдохнуть на недельку-другую. Помпеи были городом красных фонарей. Да, Помпеи славились своими проститутками, которых в те времена там называли волчицами (от лат. Lupa). Были также проститутки мужского рода, известные как «луперки».
Чем глубже историки копают, тем больше доказательств того, что в этом древнем городе была развитая секс-индустрия. В Помпеях была широко развитая система продажного секса. Это касалось случайных дешевых встреч на тротуаре и закрытых оргий, куда приглашали знаменитых римских проституток.
Трудно делать выводы о степени распространенности проституции в римских городах вообще, но судят о ее массовости именно по примеру Помпей, где обнаружено более 40 помещений, использовавшихся для проституции (отдельные комнаты обычно над винными лавками), и один двухэтажный лупанарий с 10 комнатами. И это в городе, где перманентно находилось не более 20 тыс. человек. Число мест для продажной любви вырастет, если добавить к нему таверны и гостиницы. Во время первых раскопок в Помпеях, которые начались в середине XVIII в., лупанариев в 20-тысячном городе насчитали 35.
Лупанарий (Лупанарий) (также лупанаар, лат. lupānar или lupānārium) – публичный дом в Древнем Риме, размещенный в отдельном здании. Название происходит от уже упомянутого латинского слова «волчица» (лат. lupa).
Кстати, древняя легенда гласит, что братьев Ромула и Рема, знаменитых основателей Рима, вскормила волчица. В Риме изображения этой четвероногой встречаются на каждом шагу. Вполне возможно, что на самом деле младенцев Ромула и Рема подобрала вполне заурядная «волчица» легкого поведения. По легенде Ромул убил своего брата Рема, а потомки этого незаурядного человека со временем завоевали все Средиземноморье. В случае с Ромулом его братоубийство произошло из-за борьбы за власть, и это сюжет повторявшийся многократно в течение всей истории Рима.
Известно, что большим почитателем волчицы был основатель фашизма Бенито Муссолини. Для него она была символом стремления возродить Римскую империю, он рассылал копии «матери римлян» по всему миру.

Капитолийская волчица (лат. Lupa Capitolina) – знаменитая бронзовая скульптура. Статуя, отлитая из бронзы, представляет собой изображение стоящей волчицы высотой 75 см, с оскаленной пастью, передними лапами упирающуюся в землю. Под ее брюхом тянутся к соскам два младенца – Ромул и Рем. Статуя длительное время считалась этрусской и датировалась по стилистическим признакам V веком до н. э. Новейшие датировки, сделанные в XXI веке, – по технологии литья, по радиоуглеродному анализу включений и другие указывают на время Высокого Средневековья (XI—XIII века н. э.).


Итак, раскопки в Помпеях, которые начались в XVIII веке, прогремев на всю Европу, стали самым крупным археологическим проектом эпохи Просвещения и возродили в художественных кругах интерес к классицизму в искусстве. Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого.Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Р. Дж. Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город – Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда ученых.
Сухая рациональность эстетики классицизма не вязалась со многими помпейскими находками, особенно сделанными в городском лупанарии. Среди «неудобных» для экспонирования предметов были фрески и надписи приапеи, скульптурные сцены содомии и зоофилии, домашняя утварь фаллической формы. Когда Помпеи открыли впервые, эта находка потрясла всех археологов. Наличие борделей и порнографии заставили людей поверить, что этот город был развратным и в наказание разрушен высшим провидением как Содом и Гоморра.
Ученые терялись в догадках о том, как поступить с помпейской «порнографией», пока вопрос не был решен в 1819 г. королем Франческо I, посетившим места раскопок в сопровождении супруги и дочери. Монарх был настолько возмущен увиденным, что потребовал увезти все «крамольные» предметы в столицу и запереть их в Секретном кабинете. В 1849 г. дверь в кабинет была заложена кирпичом, потом доступ в него был все же открыт «лицам зрелого возраста и безупречной репутации».
В самих Помпеях фрески, которые не подлежали демонтажу, но оскорбляли общественную нравственность, были прикрыты завесами, которые разрешалось приподнимать только за плату для лиц мужского пола. Эта практика существовала еще в 1960-е годы. В конце 1960-х гг. была предпринята попытка «либерализации» выставочного режима и превращения Секретного кабинета в общедоступный музей, но она была пресечена консерваторами. Кабинет открывался для публики только на непродолжительное время.
Секретный кабинет как одно из последних проявлений цензуры воспринимался неоднозначно, а его содержание вызывало много толков. В 2000 году он был наконец открыт для всеобщего посещения совершеннолетними. Для посещения подростками требуется письменное разрешение родителей.

Но все эротические картинки меркнут перед изображениями Приапа. Греки утверждали, что этот персонаж был сыном Афродиты, которая в свое время путалась одновременно и с Дионисом, и с Адонисом. Гере было больно и обидно смотреть на такое безобразие. Она поколдовала, и у Афродиты родился ребенок сразу от двух отцов и с двумя фаллосами. Есть и еще более радикальная версия этого мифа, согласно которой Приап родился сразу с тремя фаллосами, причем третий заменял ему голову. Разумеется, помпейцы не могли обойти своим вниманием столь выдающегося полубога. Изображался с чрезмерно развитым половым членом в состоянии вечной эрекции.


Т.н. «Приап с кадуцеем» (Секретный кабинет, Неаполь)


Еще один Приап. Фреска в Доме Веттиев в Помпеях


Статуя Приапа. Дом Веттиев


Главный лупанарий Помпей назывался «Лупанарий Гранде» . Настоящая кладезь информации не только о Помпеях, но и о сексуальности в классическом Древнем мире. Это единственное место в мире, где можно увидеть и представить себе, как трудились древние проститутки.
Но откуда мы знаем, что в этом здании занимались только сексом? Есть три способа понять это. Первый: порнография. Там, где есть порнографические картины, вероятно есть проституция. Второе: настенные надписи эротического содержания. Там часто встречаются латинские выражения на эту тему, и очень часто это написано прямо на стенах. И третье: архитектура самого здания. Если есть комната, куда можно поместить только кровать, и это не часть жилого помещения, следовательно там был бордель. В этом самом большом публичном доме Помпей все находки указывают на это.


Лупанарий «Гранде» 



Любая деталь интерьера рассказывает о том, чем занимались в этом месте. На первом этаже есть 5 маленьких комнат с каменными ложками, этот этаж предназначался для случайных прохожих.


Клиента сначала заводили в центральный коридор, где были комнаты для приема посетителей. Коридор украшен серией порнографических росписей, на рисунках четко показан половой акт.
Сначала считали, что эти рисунки – своего рода «меню» борделя. Там много разнообразных позиций, и клиенту давали возможность выбрать подходящую ему комнату. Но более убедительное объяснение – сам продаваемый здесь товар. Они показывали различные сексуальные фантазии.






Кровати с богатым орнаментом, но без подушек и постельного белья. На каменных постелях лежали соломенные матрасы.
Публичный дом предназначался не только для фантазий, но и для реальности.
Второй этаж Лупанария предлагает еще одну загадку. Там нет эротического искусства, граффити и каменных лож. Возможно там были дорогие кровати из дерева, ширмы и занавески. Возможно что здесь клиенты с тугим кошельком воплощали свои самые бурные фантазии.
В комнате на втором этаже, которая по размеру больше, чем просто обычный кабинет, есть достаточно места для пиршеств, туда можно пригласить друзей. Те, кто заказывал такое место, могли сделать его в определенном смысле домом для высшего света, но за вполне определенную цену.
В Помпеях продажный секс процветал повсюду. Но почему это имело место и носило такой публичный характер? Почему империя позволяла это? И кому это было выгодно?
Чтобы понять это, нужно посмотреть на мрачную жизнь самих жриц любви.
Сотни лет расцвет проституции в Помпеях замалчивался. Сегодня историки пытаются понять, как, где и почему так получилось.
Главная загадка кроется в Лупанарии «Гранде», самом злачном месте города.
Лупанарий скорее всего был открыт для посетителей каждый день, начиная с 9 часов после рассвета. Поэтому проституция называется «нонария» – девушки 9-го часа.
Как во все времена, у проституток были вымышленные имена. Мы знаем их по надписям, высеченным на стенах Лупанария: Каладрон, Каса, Фабия, Фортуната, Ника, Януария и Мертис, которая специализируется на оральном сексе.
В Лупанарии был один мужчина по имени Мартинус. Граффити говорит о его опыте и особых услугах девственницам.
Иногда этим промышляли гладиаторы, чтобы подработать. Гладиаторы стояли в нижней части общественной иерархии, но они были спортивными звездами своего времени. Есть много данных о том, что римлянки платили им за любовные утехи.
Известно также, что и аристократки тоже обслуживали клиентов. Опасное развлечение, которое могло закончиться скандалом, разводом или даже казнью замужних женщин.
Но большая часть проституток были рабынями, которых привозили из покоренных стран Европы, Северной Африки и Азии. Их вынуждали делать все, что приказывали господа.
Можно точно сказать, что большая часть проституток “для масс” были рабынями, их жизнь была очень тяжелой, как и жизнь любой проститутки. Рабов привозили из далеких окраин империи. Многим женщинам приходилось становиться блондинками или рыжими. Они носили шелковые одежды, подчеркивающие красоту фигуры.
После появления христианства многих женщин-христианок отправляли в качестве наказания в бордели.
Но многие проститутки были свободны и занимались этим от отчаяния. Ими двигали те же мотивы, что и сегодня – банальный заработок. Даже самая низкопробная жрица любви зарабатывала больше чернорабочего.
Как и сегодня, цена зависела от возраста, мастерства и внешности. Дешевые брали 2 медные монеты: цена куска хлеба. Этим женщинам нужно было иметь много клиентов, чтобы заработать.
Дорогая проститутка принимала одного или двух клиентов в день и стоила почти в десять раз дороже. Хороший жиголо зарабатывал намного меньше женщины.

Отношение элиты к сексу было, мягко говоря, сложным. Секс как за деньги, так и без, был не только ради наслаждения: это было проявлением силы и власти. А секс и власть приводят к невоздержанности и разврату. Факты говорят о том, что в погибших Помпеях шла очень бойкая торговля сексом, в которой были замешаны все слои общества. Понятно что творилось в борделях и переулках для удовлетворения черни. А что же происходило наверху, в огромных залах для элиты?
«Флоралия» -- праздник римской богини весны Флоры, который отмечался с 28 апреля по 3 мая. Флоралии считаются одними из старейших официальных праздников древнего Рима, введенными еще Титом Тацием. Во время праздника люди, украшенные цветами и одетые в цветную одежду, танцевали, а на столах были кипы цветов. Римляне приносили дары Флоре медом и молоком.


«Флоралия». Картина Проспера Пьятти (1899)


Есть данные, что этот фестиваль отмечали разнузданным уличным гулянием в которых принимала участие и публика из верхних эшелонов власти.
Древний христианский летописец Лактантис хладнокровно писал: «Шлюхи сбрасывают с себя одежду на глазах у толпы. Их мимика и жесты продолжаются до тех пор, пока бесстыдные зрители получают удовлетворение».

Понятие о чести в Риме было относительно общей добродетелью как для мужчин, так и для женщин. Для мужчин это было умение владеть своими чувствами и использовать свою силу и власть, чтобы управлять другими.
Очень часто в римской литературе сила отражается в сексуальной активности, при помощи которой демонстрировалась сила личности, а объект секса – это человек, потерявший свою власть и находящийся в подчинении. Замужние женщины не подвержены таким унижениям в своем положении. Браки заключаются для сохранения статуса, денег и политических союзов. Римская матрона – это мать и гостеприимная хозяйка дома. Многие из них изредка вступают в половую связь с мужьями. Но если они берут себе любовников, это происходит в тайне, иначе это может обернуться большими неприятностями. Адюльтер чаще ассоциировался с женщинами, а не с мужчинами.
Хозяин дома своей властью решал вопросы жизни и смерти, касающиеся всех его домочадцев. Он мог воспользоваться своей властью и безжалостно наказать коварную изменницу. Но судя по литературе того периода, это их не останавливало. Дамы высшего света брали себе любовников из всех слоев общества.
Представителями правящей верхушки, мужчинам и женщинам, секс-торговля в Помпеях предоставляла много возможностей. Многие мужья не должны были ничего искать на стороне. Есть целый мир сексуальных рабынь, и даже семейные дома предлагают секс-услуги, многие бывшие рабы занимаются предоставлением сексуальных услуг. Так было принято в высших слоях римского общества.

Находки в Помпеях говорят о том, что самые богатые люди не довольствовались только услугами своих рабов. По современным понятиям их называли «свингер».
Ученые нашли образцы вульгарного эротического искусства и в частных домах. По ним видно, что там были не просто бордели, а секс-клубы. Хозяева приглашали друзей на женский пир, куда приводили проституток.


Фреска из виллы. Помпеи.


Обычно хозяева таких домов принадлежали к высшему классу, речь идет о помпейской элите. Возможно, что не все занимались этим, но это не было незаконным и не осуждалось моралистами.
Как можно отличить бордель от частного престижного секс-клуба? Историки ищут такие признаки и начинают с доступности: чем труднее найти какое-то помещение, тем больше вероятность, что там устраивались закрытые развлечения.
Но тайные комнаты были предназначены не только для господина: из литературы известно, что порой женщины присоединялись к мужьям, и пары устраивали бурные оргии, чтобы повеселить гостей. Проституция в Помпеях была везде.
Историк Максимус жалуется на дикую оргию в 52 году до н.э., устроенную латифундистом по имени Гемеллус. Чтобы заслужить расположение судей, он привел двух аристократок и благородного юношу для участия в празднике. Максимус пишет: «Чела бесстыдно сплелись и были призваны стать спортом пьяного вожделения».
Но его основные претензии касались не столько самого разврата. Он воспользовался этим ради своих политических интересов. Вероятно в этом и есть ключ к развратному сексу в Помпеях, скрытых от римской власти. Это было средством достижения богатства, признаком силы и власти и путем продвижения личной карьеры.
Во всех слоях римского общества секс был связан с деньгами. И если проследить путь денег, это приводит к удивительным местам вплоть до римского императора.
Продажный секс был доступен в Помпеях в любом месте, в городе не было специально отведенной для этого зоны. Проститутки были доступны во всех общественных местах города, включая форум – центр местного самоуправления.
Под арками, ведущими в амфитеатр, находилось любимое место свиданий. Переходы под ними назывались «пещеры свиданий».
Есть версия, что проститутки часто работали в самых людных местах Древнего Рима – банях. Римские бани были храмом наслаждений и посвящались удовольствиям. Здесь богатые и бедные были одинаково равны перед лицом универсальной наготы. Судя по всему здесь было сосредоточение эротической энергии. Продавалось все: еда, питье и возможно секс. По данным ученых, в Помпеях было шесть общественных бань. Как и в борделях, эротические рисунки были частью интерьера. По сути, в мужских отделениях были самые откровенные эротические рисунки во всем городе, которые, однако, позднее были замазаны.


Кстати, повсюду в Помпеях встречаются символы Фасцинуса. Фасцин (лат. Fascinus) – древнеримское фаллическое божество, идентичное с Мутунусом (лат. Mutunus) и Тутунусом (лат. Tutunus).
Фасцин изображался в виде фаллоса, зачастую крылатого, его символом были фасцинии (лат. fascinum) – амулеты в форме фаллоса либо барельефы. Амулеты-фасцинии в виде подвесок были чрезвычайно распространены в римском мире, Плиний Старший в «Естественной истории» также упоминает, что фасциний крепился к колесницам триумфаторов, вступающих в Рим, чтобы уберечь их от сглаза вследствие зависти (лат. medicus invidiae).


Подвеска Фасцинуса из Помпей


Однако в Помпеях  пенисы – фасцинусы служили и указателями на злачные места. Открыто притоны не афишировались,но «секс – туристы» ориентировались по стрелкам в виде фаллического символа, вырубленным прямо на камнях мостовой.


Тротуар в Помпеях


Древние помпейцы не комплексовали и не стеснялись предъявить urbi et orbi все свои достоинства. Если гражданин этого чудесного города считал, что есть чем похвастать в физиологическом плане, то он смело вывешивал табличку с изображением изрядных размеров достоинства над порогом своего дома. Археологи, обнаружив такие художества, сперва несколько обалдели, потом принялись коллекционировать находки. Теперь все это превратилось в передвижную выставку «Эротическое искусство Помпеи», которая с большим успехом кочует по миру. Но кое что можно до сих пор посмотреть на городских стенах :






Говорят, что одно время такими находками интересовались антропологи, но после недолгих раздумий они пришли к выводу, что древние художники страдали любовью к гиперболам и несколько преувеличивали достоинства своих заказчиков.

На первый взгляд кажется, что Рим не такой развратный, как Помпеи. Сохранившиеся объекты показывают, что здесь меньше борделей и меньше зарегистрированных проституток. Но судя по исследованиям историков, здесь также процветала проституция.
Нехватку находок в Риме объясняет последний этап в истории Помпей. Город копировал происходящее в Риме. А Рим следил за вкусом своих правителей.
В 37 год н.э., всего за 42 года до извержения Везувия, Калигула становится императором. Это было такое разнузданное время, с которым мало что могло сравниться за 2 тысячи лет после его правления. Он поражает своей развратностью, введением налога на проституцию и аппаратом по его сбору. Калигула возвел проституцию в ранг санкционированного бизнеса.
Для доказательства он открыл бордель в главном дворце империи. Там работали представители высшего класса обоих полов. Некоторые добровольно, другие нет.
После Калигулы к власти пришел Нерон. И хотя он не был так развращен, как его предшественник, ангелом он тоже не был: он грабил людей, ради смеха казнил свою мать и забил насмерть одну из своих жен. Нерон устраивал оргии для аристократов.
Поведение Калигулы и Нерона влияет на всех граждан империи: от Рима и до таких небольших городов, как Помпеи. Порок и коррупция стали нормой.
Но в 69 году новой эры, всего за 10 лет до гибели Помпей, новый правитель сменил Нерона, и обстановка стала иной.
В окраинных банях Помпей есть важный признак грядущих перемен. Даты показывают, что некоторые вульгарные фрески в мужских раздевалках уже были замазаны за три года до разрушения города.
Безусловно, важно то, что их замазали цветной краской. Это доказывает: уже тогда они решили, что это непристойные фрески. Логично, что после падения Нерона новый император Веспасиан вводит новую мораль и они замазывают фрески.
Атмосфера вседозволенности в Помпеях была нормой для той эпохи. Если бы город просуществовал еще 20 лет, археологи бы нашли меньше образцов древней эротики.
Просто очень символично, что именно «законсервированные» лавой и пеплом Везувия, Помпеи показывают сочную картину решающего периода, когда секс-торговля играла большую роль в истории Древнего Рима. Это не считалось достойным, но было очень выгодно для богатых, стало значительным источником доходов для государства, давало мужчинам возможность насладиться сексом на законных основаниях. И очень явная форма утверждения социального устройства поддержкой проституции одновременно с унижением мужчин и женщин, которых принуждали заниматься этим.

Но как говорится, не сексом единым... В любом случае Помпеи были весьма жизнерадостным городом. В этом сходятся и историки, и археологи. Помпеи был городом Римской империи, где умели делать красиво. В Помпеях работало несколько художественных мастерских, «школ», выработавших свои определенные правила, которыми строго руководствовались ученики. Индивидуальность проявлялась только в способности комбинировать данные мотивы, развивать и варьировать их в согласии с традицией. Помпеи, конечно, не были центром, дающим тон; они следовали моде, шедшей из Рима, который, в свою очередь, усваивал течения, занесенные из Греции и с эллинистического Востока.

Самая большая из частных вилл в Помпеях - палата Фавна возвышается над городским кварталом. Именно в этой огромной структуре археологи обнаружили некоторые самые выдающиеся художественные сокровища Помпей, включая Мозаику Александра. Она изображает Александра Великого, выступающего с оружием против Дария III Персидского. Дом назвали в честь другой известной находки - бронзовой статуи фавна, которая теперь демонстрируется в Национальном Археологическом Музее Неаполя. Самое впечатляющее творчество на территории Дома Фавна - мраморный пол со сложным геометрическим узором.



Хорошо сохранившиеся руины Виллы ди Мистери расположены за пределами Помпей на дороге, ведущей вниз к гавани города. Римская Вилла знаменита замечательно сохранившимися фресками, которые изображают женщину, приобщаемую к запрещенному культу Диониса (темы эротики и секса в этом культе также присутствовали). 


Термальные ванны Помпей


О важности Помпей говорит построенный приблизительно в 70 году до н.э амфитеатр Помпей - самый старый сохранившийся римский амфитеатр в мире. Это также самый ранний римский амфитеатр, построенный из камня (ранее они строились из древесины). Легендарный Колизей в Риме, был построен позже ! Он стал следующим после Помпей. Амфитеатр получил название «Спектакула», поскольку термин amphitheatrum еще не использовался.


Как самая старая структура в Помпеях, Храм Аполлона расположен рядом с городским Форумом. Он иллюстрирует изменения в архитектурных стилях, которые произошли с его раннего периода в 6-м веке до н.э. к моменту разрушения в 79 году нашей эры. Оригинальный этрусский дизайн был исправлен греками, а затем расширен римлянами с добавлением внешних колонн по периметру. В то время, как большинство оригинальных бронзовых статуй храма находится теперь в Национальном Археологическом Музее Неаполя, в храм были помещены реплики статуй Аполлона и богини Дианы.


Расположенный в западном секторе Помпейских руин Дом Веттии - одна из лучше всего сохранившихся римских вилл города. Отремонтированный после землетрясения 62 н. э., дом имеет обновленный дизайн с большим ассортиментом красивых фресок в желтом и красном цветах. Названный в честь когда-то живших здесь богатых торговцев комплекс был призван оказывать впечатление на гостей своими комнатами для развлечений, большим внутренним двором в центре, колоннами, извергающими воду статуями, бассейнами и фонтанами.




День «Х»


Жизнь в Помпеях, Геркулануме и Стабиях шла своим чередом вплоть до 24 августа 79 года. Более того, в этот день в помпейский амфитеатр стекались люди, желавшие посмотреть на бои гладиаторов.
Извержение началось во второй половине дня 24 августа и стало полной неожиданностью для жителей близлежащих городов и деревень. Везувий выбросил в небо огромное облако раскаленного пепла.Облако из камней, пепла и дыма достигало высоты 33 километров. Западная часть вулкана взорвалась и свалилась в расширившийся кратер.
Несмотря на весь ужас происходящего, для жителей городов катастрофа вовсе не была молниеносной. Выпадение пепла, хоть и затрудняло дыхание и осложняло передвижение по городу, все-таки не являлось фатальным явлением. Все, кто смог оценить нависшую угрозу, стали стремительно покидать города, оказавшиеся в опасности. Но далеко не все могли объективно оценить степень опасности.
Знаменитый древнеримский писатель Плиний Старший, занимавший в 79 году пост командующего галерным флотом в Мизене на берегу Неаполитанского залива, с началом извержения, привлеченный его грандиозностью, направился в Стабии, дабы наблюдать за буйством стихии и помочь пострадавшим. Прибыв в Стабии через несколько часов, он не смог их покинуть из-за начавшегося отлива. Успокаивая перепуганных жителей и ожидая изменения условий на море, Плиний Старший внезапно умер. По одной из версий, причиной его гибели стали сернистые испарения.
Плиний описал облако, как похожее на красивый зонтик или сосну, с длинной вертикальной линией и плоской верхушкой. Его рассказ утверждает, что Плиний почувствовал ряд землетрясений в течение ночи, а на рассвете 25 августа он покинул виллу, где он жил, в страхе, что она может быть разрушена. Он также увидел «море, которое уходит вдаль от береговой линии в результате другого мощного землетрясения, после чего рыбы и другие морские обитатели оказались на голом песке».

Плиний Младший не был свидетелем того, что происходило в Помпеях и Геркулануме, но он оставил свидетельства паники в Мизене, которая уцелела во время бедствия: «Охваченная паникой толпа следовала за нами и (как любой душе, обезумевшей от ужаса, любое предложение кажется более благоразумным, чем ее собственное) давила на нас плотной массой, продвигая вперед, когда мы вышли... Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперед, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли; определенно суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке... Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет, представший перед нашими глазами (которые крайне ослабели), казался изменившимся, покрытым густым слоем пепла, как будто снегом».

По мнению исследователей, фатальный удар по Помпеям и Геркулануму нанесли пирокластические потоки – смесь высокотемпературных (до 800 градусов Цельсия) вулканических газов, пепла и камней, способных развивать скорость до нескольких сотен километров в час. Именно пирокластические потоки стали причиной гибели большинства людей, оставшихся в Геркулануме.
Однако потоки эти обрушились на города не ранее чем через 18–20 часов с момента начала катастрофы. Все это время у жителей города была возможность избежать гибели, которой, очевидно, большинство воспользовалось.
После первого удара последовала вторая волна пирокластических потоков, которая довершила дело. Помпеи и Стабии оказались под слоем пепла и пемзы глубиной в 8 метров, в Геркулануме слой пепла, камней и грязи составил около 20 метров.

Благодаря последним геологическим исследованиям известно то, что случилось после того, как Везувий проснулся 24 августа 79 года. Густое облако вулканического пепла накрыло Помпеи. По мере дальнейшего падения пепла и вулканических пород на город, некоторые из зданий и сооружений начали обваливаться под весом вулканического материала. Слой золы составлял на этот момент около 2,8 метров. При этом происходили постоянные сейсмические толчки. 25 августа (возможно, около 7:30 утра) поток магмы достиг Помпей, уничтожив виллы за пределами городской стены.

Вторая волна вулканического горячего газа и камней, которая двигалась со скоростью 100 километров в час, достигла Помпей некоторое время спустя, разрушив городские стены и убив каждое живое существо в городе. Последовало еще несколько волн. К тому времени все было кончено для жителей города: Помпеи были погребены под 5-метровым слоем вулканического материала.



Извержение Везувия 24-25 августа в 79 году нашей эры стало самым крупным катаклизмом Древнего мира.Тепловая энергия, выделенная вулканом во время извержения, примерно в 500 раз превосходила энергию, выделенную при бомбардировке Хиросимы.

Установить точное число жертв катастрофы весьма сложно, ибо называются числа разного порядка. При раскопках Помпей было найдено от 1000 до 1500 трупов. Поскольку самые ранние раскопки были плохо задокументированы, эта цифра не является конкретной. Если при этом добавить «неучтенные тела», а также те, которые еще не были раскопаны, то число предполагаемых жертв возрастает примерно до 2500. При этом, совершенно неизвестно число людей, которые бежали во время извержения. В Стабиях и Геркулануме число погибших было меньше в силу того, что сами они были значительно меньше Помпеев.
Среди жертв извержения было много рабов, которых хозяева оставляли стеречь имущество. Погибли пожилые и больные люди, которые не смогли покинуть города из-за своего состояния. Были и те, кто решил, что удастся переждать бедствие в своем собственном доме.
Часть жертв извержения, уже покинув город, остались от него в опасной близости. Они погибли от отравления газами, выделившимися во время буйства Везувия.
Огромные массы пепла и пирокластические потоки «законсервировали» города и тех, кто в них остался, в том состоянии, в каком они находились в момент гибели.
Уцелевшие жители не пытались заниматься раскопками на месте трагедии, просто переселившись на новое место.
О погибших городах вспомнили лишь в XVIII веке, когда после нового извержение Везувия рабочие в этой местности наткнулись на древнеримские монеты. На какое-то время территория стала раем для золотоискателей. Позднее их сменили охотники за раритетами в виде статуй и других исторических реликвий.


*


Когда итальянский археолог Джузеппе Фиорелли взял под свой контроль раскопки в Помпеях в 1863 году, он заметил, что регулярно встречаются пустоты в слоях вулканического пепла. Размер и форма этих пустот соответствовали размеру и форме человеческих тел. Именно тогда он понял, что эти пустоты являются результатом наличия человеческих тел, которые разложились в слое пепла и вулканического материала.
Фиорелли к 1870 году разработал метод, который позволил ему восстановить форму мертвых тел путем введения гипса в эти полости в окаменелом пепле. Позднее этот метод был улучшен благодаря использованию прозрачного стекловолокна вместо гипса. Сегодня сотни муляжей можно увидеть как на развалинах Помпей, так и в Археологическом музее Неаполя.







Именно благодаря такой «консервировке» многие дома и улицы Помпей  очень неплохо сохранились а некоторые выглядят так, как будто были построены совсем недавно.




Реконструкция города





Безусловным художественным мировым шедевром описывающим гибель города является картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи», которая находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Визуально картина представляется как эдакий блокбастер, понятно, что во времена, когда не было кино, она производила неизгладимое впечатление на зрителей. Картина поразила Пушкина и Гоголя.
Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 332).


В Помпеи Брюллов попал в 1827 году вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской. Она стала первой заказчицей картины. Однако права на картину выкупает шестнадцатилетний  Анатолий Николаевич Демидов, владелец уральских горнорудных заводов, богач и меценат.






Демидов подписал с Брюлловым контракт на определенный срок и пытался подогнать художника, однако тот задумал грандиозный замысел и в общей сложности работа над картиной заняла 6 лет. Брюллов делает много эскизов и собирает материал.
Художник так увлекся, что сам участвовал в раскопках. К тому времени, как появился Брюллов, Геркуланум и Помпеи стали уже не только местом раскопок, но и местом паломничества туристов. Кроме этого Брюллов вдохновился оперой Пачини «Последний день Помпеи», которую он видел в Италии.
После долгого эскизирования, Брюллов написал картину и уже в Италии она вызвала колоссальный интерес. Демидов решил везти ее в Париж на Салон, где она тоже получила золотую медаль. Кроме этого она экспонировалась в Милане и Лондоне. В Лондоне картину увидел писатель Эдвард Бульвер-Литтон, позже написавший под впечатлением от полотна свой роман «Последние дни Помпеи».
Были ли христиане в Помпеях ? В то время они были гонимы и неизвестно дошла ли новая вера до этого курорта. Однако Брюллов тоже противопоставляет языческой вере и гибели язычников веру христианскую. В левом углу картины мы видим группу из старика с крестом на шее и женщин, под  его защитой. Старик обратил взгляд в небеса, к своему Богу, возможно он его спасет. Как бы не так....

Работу Алессандро Санкирико «Извержение Везувия» для оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», конечно же сравнить с шедеврами Брюллова и Мартина никак нельзя, но масштаб бедствия он сумел передать




***