В моей
коллекции имеется вот такая тканая картинка, один из предметов наследства моей бабушки, который
мне очень нравится :
Как она к ней
попала, я не знаю, но решил выяснить, кто автор этой вещицы.
В правом
нижнем углу имеется вот такая подпись
«D'APRES
Gérôme» , что с французского значит «по мотивам Жерома», т.е по мотивам картины
Жерома. Жером у нас только один – Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gérôme; 1824 – 1904) –
французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма ;
прославился колоритными картинами весьма разнообразного содержания,
преимущественно изображающими быт античного мира и Востока.
Картина
вроде как назывется «Idylle Champetre» (Идиллия на лоне природы ), согласно
ЭТОМУ источнику. Хотя перемолотив интернет, найти
оригинал мне не удалось.
В левом
нижнем углу стоит монограмма «NF».
Как
оказалось, это имя изготовителя гобелена (шпалера), а именно Neyret Frères –
известная французская мануфактура, выпускающая шелковые гобелены (шпалеры). Это и название города на севере Франции.
В 1825 году
М. Антуан Бизальон создал мануфактуру шелковых гобеленов в Сент-Этьене под
Лионом. Шелк поставлялся из Китая.
Чтобы
получить хороший оттенок для серого цвета, например, использовалось более
двенадцати различных сортов шелка в картине. Цвет в картине наносился вручную.
Производство
Neyret Frères работало во Франции до конца Второй мировой войны, когда создание
гобеленов из китайского шелка стали слишком дорогим даже для эксклюзивных
гобеленов.
Все гобелены
Neyret Frères непременно маркировались - подписывались в левом углу NF, а в
правом стояло имя художника, по картине которого создан гобелен.
Вообще, что
они только не выпускали : от портретов королей до сентиментальных тканых
открыток :
больше ЗДЕСЬ
Связавшись
по э-майлу с одним из представителей ассоциации коллекционеров «Stevengraph», я
выяснил, что гобелен, который находится у меня, был выпущен Neyret Frères в
конце XIX начало XX вв.. Как ни странно, сегодняшняя стоимость
гобеленов Neyret Frères этого периода на рынке, не так высока, как может показаться (всего
от 50 до 500 евро), однако она растет.
Что
удивляет, так это тонкая работа.
Рассмотреть шелковую ткань можно только вблизи.
Техника
машинного жаккардового плетения изобретена французом Жозефом Марией Жаккардом
(Joseph Marie Jacquard). В 1801 году он изобрел ткацкий станок сложного
плетения, в которые заправляют специальные перфокарты.
Контуры
узора срисовываются ткацким рисовальщиком на канвовую бумагу с модели,
выполненной художником, и заполняются графическими элементами различных
переплетений (так называемое патронирование).
Каждое
полотно приходится создавать по точкам, подобно развертке телевизионного
изображения.
Для картины
необходимо несколько миллионов точек. На такую работу уходило примерно 1000
часов. По этой схеме станок заправляется нитями, обычно на это уходит полгода.
Лишь затем ткачихи начинают ткать по десять сантиметров в день Полностью
процесс изготовления большого гобелена мог занять 2-2,5 года.
Еще пример
жаккардового плетения : картина - шпалера под названием «Колумб видит Америку» («Columbus Sighting America») выполнена на фабрике
Arlington Mills в Лоуренсе, штат Массачусетс, США, по мотивам картины Христиана
Рубена
Немного
истории :
Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона дает такое
определение слову «гобелен» - «тканый ковер ручной работы, на котором
разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно
приготовленный картон более или менее известного художника».
Само слово
«гобелен» возникло в XII веке во Франции. В то время там открылась королевская
мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и
продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Основатель этого
семейства, красильщик Жилль Гоббелен приехал в Париж из Реймса и основал в
предместье Парижа красильню для шерсти. Его дети не только продолжали содержать
красильню, но и прибавили к ней ковровую
ткацкую.
Людовик XIV
выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами
и новым зданием. Так появилась «Королевская гобеленовая мануфактура». А
поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно дорогими, то они шли исключительно на
украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они
поступали в продажу. Королевская гобеленовая мануфактура просуществовала до
сегодняшних дней и сейчас является гордостью Франции.
По мнению
специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения
мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В русском языке
одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII
веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для
мебели.
Когда
появилась первая шпалера — точно неизвестно.
В Древнем Египте в гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400
г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из
скарабеев и лотосов. Отсюда мы можем
сделать вывод, что принцип гобеленового ткачества был известен еще тогда.
Расцветом гобеленового искусства в Египте считается период с IV по VII век.
История
европейского гобелена начинается с эпохи Крестовых походов, когда произведения
восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. В то время гобелены создавались по церковным
заказам. Ее главными отличиями были монументальность, плоскостное изображение,
ограниченная и яркая цветовая гамма. Гобелены романского периода связаны с
книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым:
геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Были популярны библейские и исторические
сюжеты.
Гобелены
стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, украшали
замки и дворцы, но также сохраняли тепло, помогали защититься от сквозняков.
Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем
производство распространилось во Фландрии и Франции.
Гобелены
производились в Европе на протяжении восьми столетий. В средние века
гобеленовое ткачество стало важнейшей отраслью промышленности, тысячи ткачей
были вовлечены в работу.
В XV веке
производство французских гобеленов по
причине Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в
бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille
fleur – фр. «тысяча цветов»).
К концу XV
века центром художественного ткачества и производства гобеленов стала Фландрия.
Здесь производство гобеленов поддерживалось не отдельными частными заказами, а
городскими цехами. Во Фландрии было положено начало традиции создания гобеленов
по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой
всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий
прием – растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов.
Художник создавал эскиз, исполненный по «малому шаблону», который был приближен
к существующему произведению искусства .
Шпалера «Весна»
. Серия «Дети-садовники». Шерсть, шелк, золоченая нить; Мануфактура Гобеленов ;
Франция. Париж. 1684-1694 гг. Сейчас находится в Эрмитаже
«Аstronomia»
- Фламандский гобелен (1500-1515) с изображением музы астрономии с
астрономом (Клавдий Птолемей), Писца и пастухов глядящих в страхе на Небеса (
Музей прикладного искусства и дизайна, Гетеборг)
В 1663 году
во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый
живописец короля» Ле Бран. Тогда же возникло первое промышленное производство
гобеленов. Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные
политические деятели: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII.
Гобелен «Сулейман».
Антверпен 17-й век. Является частью серии из 8 гобеленов об истории Тамерлана и
побежденного Баязида Султана. Музей истории искусств музей в Вене
С 1730-х
годов во французском гобеленовом ткачестве главенствовало стремление как можно
более точно воспроизвести в гобелене живописный
оригинал. Стали увеличивать плотность полотна, пряжу теперь окрашивали в тысячи разнообразных оттенков. Была введена даже цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой
номер. Вспомогательные шаблоны, которых должен был строго придерживаться ткач,
содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с
этой шкалой. Таким образом из процесса создания гобелена была исключена
творческая инициатива ткача – теперь он копировал живописное полотно, не имея
права что-то менять.
Большинство
гобеленов 19-го века были репродукциями картин или ранее сотканных дизайнов.
Влияние индустриальной революции было, конечно, неизбежным не только в
инструментах, материалах и окрашивании, но и в новом рынке среднего класса и
его потребностях. Машинные гобелены, хотя и являются достижением в механическом
ткачестве, стали представлять угрозу существованию изначального ручного
ремесла.
Необходимость
реанимирования и очистки искусства гобеленов была впервые признана художниками
Движения искусств и ремесел в Англии конца 19-го века. Лидером и ключевой
фигурой движения стал художник Вильям Морис (1834-96), который открыл фабрику
гобеленов в аббатстве Мертон близ Лондона. В течение почти 15 лет он и его
единомышленники были дизайнерами не только тканей, но и красочных обоев и окон
с цветными стеклами. Таким образом, они были достаточно профессионально
подготовлены для изготовления гобеленов.
В Европе в
течение конца 19-го века происходит возрождение гобеленов, основанных на
народных традициях. Эта тенденция была очевидной в Норвегии после 1890 года,
когда специальные усилия были приложены для переложения современных гобеленов
на местное средневековое ткачество. Немногим позже в Швеции и Финляндии произошли те же события. Германия,
соперничая со Скандинавией, также начала возрождать производство гобеленов на
рубеже века.
Развитие
современного дизайна гобеленов тормозилось во Франции в большей части 19-го
века академическим контролем над государственными фабриками, хотя прогрессивные
художники подверглись влиянию Английского движения искусств и ремесел в конце
1880-ых. Художники Поль Гоген и Эмиль Бернард являются одними из тех, кто проявлял
интерес к изготовлению гобеленов, несмотря на то, что они непосредственно не
создавали картоны.
После Первой
мировой войны Франция инициировала и провела в 20-ом веке восстановление
гобеленов как искусства. Многие из выдающихся современных художников парижской
школы – Пабло Пикассо, Джордж Брак, Генри Матисс, Фернанд Лежер, Жорж Руо и Жоан Миро, среди прочих – разрешили репродуцировать их работы.
***